Баба Маша

Жизнь прожить – не поле перейти… Как часто говорила Маше эти слова мать, в очередной раз выговаривая ей за её детскую наивность и бесхитростность. И горестно качала головой, будто видела наперёд сколько бед и несчастий ждёт Машу в жизни с этой её безоглядной доверчивостью.

Материнское сердце – вещун. Маша – чистая, открытая, добрейшей души человек – жила без ожидания какой-либо неправды и подлости от окружающих. И получала и подлости, и обман сполна. Глубоко переживала предательства, неправду, нечестность, страдала в жизни много, но так и не научилась жить с оглядкой, с камнем за пазухой.

В семнадцать лет, после финансового техникума, приехала Маша по распределению в далёкое сибирское село – маленький райцентр - на работу. Квартир свободных не было, и её до осени определили на постой к одинокой старушке. Хорошенькая, улыбчивая и неленивая девчонка сразу приглянулась хозяйке. И зародился в её голове план: как бы так женить на Маше своего непутёвого племянника. А что! Работа у девчонки хорошая – в райисполкоме, зарплата хоть и небольшая пока, зато премии каждый квартал. Квартиру к осени дадут, своё жильё у парня будет, по другому-то, ему век квартиры не видать – беспутному гуляке. А Маша хозяйственная, чистоплотная, сердцем добрая, глядишь и ей старой поддержка и помощь какая будут в одинокой старости.

И устроила всё так, что после короткого знакомства, взял племянник Машу силой, но тут же по-честному сделал предложение. А старуха насела на Машу, раскудахталась, дескать, не в твоём положении парня отшивать, соглашайся, да скорее честным пирком и за свадебку. Всё и будет по-путнему! А парень-то ведь не обсевок какой! Видный да красивый, а с хорошей женой и про гулянки забудет. При хорошей жене любой будет хорош! Деток ему народишь, заживёте с ним, как все люди добрые живут.

Поплакала Маша, поплакала: не так она себе представляла начало взрослой жизни, да куда деваться, в те поры нравы были весьма строгие, согласилась. Свадьбу сделали скромную. Маша ещё на свадьбу денег не заработала, а у жениха в кармане и копейка сроду не залёживалась, своих родителей Маша просить о свадьбе даже и не подумала – стыд-то какой, не по-хорошему замуж идёт!

Вот так и жить начали. Поначалу-то и вправду всё неплохо было. Муж новоиспечённый Машу за незлобивость, за доброту, за заботу её о нём полюбил всерьёз. Забросил бывших дружков и гулянки, устроился на работу. Один за одним родились сын да дочь, что солнышко красное в доме поселилось. Хозяйством обзавелись: корова там, поросята, куры. Домик им дали на земле, с огородом. Маша по карьере выросла, зарплата соответственно тоже. Достаток в доме появился. Да только недолго счастье то продлилось, и пяти годков Маша спокойно не прожила.

Муженёк её скоро за старое принялся – дружки, подружки, гулянки да веселье каждый день. С работы выгнали – ничего, жена прокормит. В хозяйстве без мужской руки в упадок всё приходит – а что сама-то без рук что ли? И что бы ни случилось, во всём Маша виновата. Слово ему поперёк скажи – тут же кулаки в ход. Побегала же Маша с детьми от его дебошей пьяных, попряталась по бурьянам да чужим баням. Только и отдыхала от него, пока он по пятнадцать суток за свой буйный нрав отсиживал систематически. Но всё прощала, всё пыталась как-то семью сохранить, отца для детей.

Как разбитую чашку не склеивай, толку не будет. Поняла это Маша только когда у дочери из-за постоянных простуд (а как от них убережёшься, прячась по бурьянам в любую погоду?) обнаружился бронхит, а муженька за пьяный дебош в магазине посадили уже всерьёз и надолго. Развод оформили быстро, но легче Маше стало ненамного. Дом и хозяйственные постройки, за эти десять лет ни разу не ремонтированные, требовали ремонта. Дочери требовалось серьёзное лечение. Сын, подрастая на примере отца, становился хулиганистым и неуправляемым двоечником. А тут ещё соседка, склочная и донельзя ревнивая баба, испугалась, что Маша теперь свободна и вдруг да вздумает на её мужика покуситься! И все вытекающие отсюда последствия обрушились на Машу, как вода из дырявого ведра.

Да что об этом говорить? К сожалению, такие проблемы знакомы очень многим женщинам. Каждая выходит из такого положения в одиночку как может, и не всем хватает сил и мудрости одолеть эти беды. Как Маша жила многие годы потом, как выкручивалась из нужды и безденежья, как вытягивала сына, дочку лечила, пожалуй, в полной мере только она сама и знает. Нахлебалась и обид, и бед сполна. Ни времени, ни сил на личную жизнь у неё просто не оставалось. Но выстояла, не сломалась. Детей вылечила и выучила. Теперь у них свои семьи, свои дома, и всё у детей в порядке. И сама Маша ещё не старая, пятидесяти нет, привлекательности не растеряла. Поэтому, когда посватал её вдовец – председатель Совета из соседней деревни – особенно не раздумывала.

Знала она этого человека по работе давно, жалела его, когда жену схоронил – переживал сильно. Жил он со старой матерью в большом доме, держал большое хозяйство, которое матери- старухе уже не по силам было, а ему одному-то совсем беда! Дети у него взрослые, жили отдельно, своими семьями и заботами, не до отцовских проблем им было. Вот и пожалела его Маша. А что? Человек он хороший, возраст под Машин подходящий – а почему бы и нет?

Так и переехала Маша к нему, в его деревню, в большой и запущенный дом. И с первых дней впряглась в работу. Очень скоро дом и подворье преобразилось. Маше к деревенской работе не привыкать, с детства всё знакомо. Засверкал дом чисто вымытыми окнами и свежими шторами, расцвёл палисадник яркими клумбами, муж ходил отстиранный и отглаженный, поправился на Машиных пирогах, посвежел, помолодел даже. Свекровь, видя Машины старания, её незлобивый и покладистый характер, невестку только нахваливала. А Маша, отвыкшая от мужской ласки, от похвал, от помощи в хозяйственных делах, не ходила, а летала просто! Расцвела, похорошела. И даже внимания не обращала на то, что муж свою зарплату, а свекровь – пенсию, в семейный бюджет не вкладывали, а относили целиком и полностью на сберкнижку. А все хозяйственные расходы и продукты покупались на Машину зарплату. Главное, что зарплаты этой всё же хватало. И не беда, что на себя у Маши денег не оставалось, она этого просто и не замечала.

Так продолжалось почти год. А потом в родительский дом вернулся после развода с женой хозяйский сын. Хлопот Маше прибавилось. Мужнин отпрыск устраиваться на работу не торопился, по хозяйству помочь в чём-то ему и в голову не приходило, а вот выпить-посидеть с дружками любил. Редкий день пропускал такие посиделки. Отец его оправдывал тем, что развод он переживает. Вот успокоится, и всё войдёт в колею. Но шёл месяц за месяцем, а ничего не менялось. На любое Машино замечание по этому поводу тут же следовал такой отпор от всех троих, что Маша ради собственного же спокойствия молчала. Плакала в подушку, и муж тогда просил прощения, уговаривал потерпеть. И терпела: стирала, убирала, варила и кормила уже четверых.

А ещё через несколько месяцев явилась к отцу также после развода и дочь с двумя детьми. И теперь Маше приходилось обслуживать ещё трёх человек. Дочь устроилась на работу, а детей в садик устраивать не стала – бабушка присмотрит, не годовалые ведь. И тоже всю свою зарплату тратила только на себя и детей – одежда, косметика, игрушки, книжки, и ни копейки на продукты. В домашних работах или по хозяйству принять участие тоже не спешила – устаёт-де на работе. А на Машу очень скоро стала покрикивать, то недосолен суп, то пироги не достаточно пышны, то ещё что не так. Будто Маша здесь прислуга, а не хозяйка. И снова муж уговаривал Машу потерпеть, оправдывал дочку тем, что нервничает она из-за развода, из-за того, что семья распалась. И снова Маша терпела, терпела, терпела…

Как-то зашла Маша в магазин, и сразу бросился ей в глаза женский плащ - польский, модной тогда светлой расцветки и совсем недорогой, а размер как раз на её дочку. Тем более, что у дочери через пару дней день рождения - тридцатилетний юбилей, а у Маши в кармане только что полученная премия. И Маша, не раздумывая, купила плащ. Домой шла – радовалась удачной покупке, тому, как хорошо сложилось всё с подарком для дочки. А в дом вошла, как на суд явилась, где всё заранее решено и обвинение вынесено.

Доброжелатели вперёд Маши падчерице доложили об её покупке. Ну и наслушалась Маша о себе! И неряха она – в доме до сих пор не прибрано и посуда не вымыта, и лентяйка – в доме не топлено, скотина не накормлена, а она по магазинам болтается, и транжира – дети конфеты не вволю едят, а она дорогие подарки, не спросясь, покупает! И много ещё чего Маша о себе узнала… А на возражение, что не обязана она всех на одну свою зарплату кормить и всех одна обслуживать, такое началось!... А самое обидное было то, что муж полностью принял сторону распоясавшейся дочери. И никто-никто за Машу не заступился.

Короче, Маша, не привыкшая да и не умеющая скандалить и орать, быстренько покидала в чемодан свои вещички и бегом на вечерний автобус. Благо, что старенький её домишко, где прожила она без малого сорок лет так и пустовал, её видно дожидаясь. Натопила печи, собрала пыль по углам, вымыла полы, за полночь уже поправилась с делами, села посреди избы и только тогда дала волю слезам. Вспомнила ещё одну материну присказку – коли первым куском подавишься, так и вторым не наешься. Уж так видно тому и быть…

На работу Машу взяли быстро и охотно, знали её как старательного и хорошего работника. Со временем и квартиру дали новую – светлую, благоустроенную. Муж к ней не раз приезжал с просьбой вернуться, на коленках стоял, плакал, на жалость давил. Потому что пробовал он других хозяек в дом приводить, но ни одна из них там и месяца не продержалась, тем более, что ещё и свекрови кроме Маши никто не нравился. Но Маша в ответ на его уговоры только головой качала – нет, дважды в одну воду не войти, не стоит и пробовать.

Сейчас баба Маша часто, гуляя по улице с правнуком в коляске или сидя с вязанием у телевизора, раздумывает – а правильно ли она прожила свою жизнь, хорошо ли? Иногда плачет, вспоминая горести и неудачи, а чаще всего улыбается, ожидая скорого прихода своих детей, внуков и правнуков. Нет, хорошо ли – плохо ли, а не зря жизнь прожита, не зря…


P.S. История моей мамы, поэтому тэг "мое". А баба Маша жила в соседях от нас через один дом. Историю ее жизни знала моя мама, баба Маша нам ее не рассказывала, хотя ребятишками мы часто бегали к ней в гости, добрая и приветливая была бабушка. Историю эту я нашел недавно в маминых записях, вот решил поделиться. Если будет интерес, то можно и другие мамины записи выложить, у нее много подобных историй было записано, какие-то она печатала в местной газете, какие-то так и остались на страничках старой тетради.

Баба Маша Реальная история из жизни, Жизнь, Бабушка, Длиннопост, Истории из жизни

Авторские истории

31.8K постов26.7K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.

37
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А заявила бы Маша об изнасиловании, жизнь бы совсем по другому сложилась.

раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий

Чем добрее человек, тем сильнее его гнобят окружающие.

3
Автор поста оценил этот комментарий

ебаное средневековье. а прошло то лет 40 поди всего.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Бедная Маша... Главное, чтоб себя больше не теряла!

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошая история, хоть и доброй её не назвать