Последствия развода
Отец приводит ребенка (4 года) с жалобами на плохое поведение. Мальчик проявляет агрессивность. Также манипулирует родителями, например- угрожает (я тебя ударю, убью), в детском саду не слушается воспитателей и бьет детей.
Начинаю с ребенком занятия, чтобы посмотреть, как проявляется его агрессия и как он будет контактировать с другими детьми.
Прошло первое занятие, второе... Ребенок спокоен, несколько замкнут, ни намека на эмоциональное возбуждение и агрессивность (для этого применяли рисунки, игры в песке, работу с пластилином, вербальные методы).
После занятий отец интересовался: "почему я вожу ребенка к психологу, а результата не вижу? Вы говорите, что все прекрасно, а дома так и продолжаются истерики!"
Также, на прошлом занятии, я узнаю от отца, что 2 года назад в семье был развод, и такое поведение ребенка началось примерно в тоже самое время.
На следующем занятии я решила поднять этот вопрос с ребенком издалека - начала разговаривать с ним про семью, с кем живёт. Ребенок потихоньку начинает говорить о том, что злится и обижается на папу за то, что он редко его забирает из садика и вообще не живет вместе с ним.
К слову, ребенка никто и никак не готовил к тому, что теперь все изменится. Отец съехал одним днем в другой дом. После этого видится с ребенком редко, сам это позиционирует как - "Я отец-праздник".
Ребенок это воспринял серьезно, и начал использовать его позицию в своих интересах: " Если не будешь покупать игрушку, то отвези меня к маме и больше не забирай!". Также, складывается ощущение, что в таком поведении ребенка играет не последнюю роль его мать.
Как итог мы имеем: у ребенка 2 года назад случилась травма, которая проявляется в сложностях адаптации к другой жизни. Он чувствует огромную гамму эмоций по отношению к ушедшему отцу. И, могу предположить, что это эмоциональное напряжение переходит на все остальные сферы в жизни.
Была на практике в школе. Была одна девочка, которую "делили" две семьи. И ощущение, что сама девочка была как трофей. Обе семьи её всячески холили и лелеяли, а по сути до ребенка никому не было дела. А девочка хорошая, но никто у нее например, уроки не проверит.
Пщщщщ отец-праздник. Аниматор. Что хотел, то и получил.
Вы какой-то очень странный психолог, который начал работать с ребенком не пообщавшись с родителями и не собрав его историю..
Этот мир наполнен гаммой эмоций, которому позавидовали бы лучшие драматурги, мистики , комедианты и романисты. Он тонок и многогранен , он пластичен и не линееен, по скольку дети ещё не отшлифованы жизнью, если можно так выразиться.
Ребенок в осознанном возрасте , но не испорченный социумом имеет огромнейший запас эмпатии, который , как бурная река готов выдать все эмоции, часто , когда даже не просят.( Многие дети замыкаются из-за постоянных ограничений в выходе эмоций)
Это ещё один камень преткновения.
Ведь мы взрослые люди, сдвинули брови в кучу, прищурили взор, ссутулили плечи , тонким слоем намазали сарказм и депрессию на табло и шагаем по делам.
Эмоции - табу, запрет... Только выскажись - предадут анафеме.... Только вхлипни - сопляк, повысь тон - психованный, молчишь - игнорируешь, список можно продолжать до утра.
Самое важное слышать чадо, никто не говорит следовать указаниям , нет. Именно слышать и слушать и множество проблем можно будет избежать и предотвратить "не отходя от кассы" как говориться)
Сорян за сумбур, горит малёха.