Сообщество - Лига грамотности
Добавить пост

Лига грамотности

913 постов 4 723 подписчика

Популярные теги в сообществе:

Костюмчик

Кофта - Она.

Штанишки - Они.

Почему костюмчик - Он ?

Уровни знания русского языка

Если на вопрос "Как дела?" вы отвечаете "Хорошо", то ваш уровень русского языка не больше B1.
Давайте говорить как носители языка. Попробуем?

- Как дела?
1) Еще не родила
2) Не дождетесь
3) Нормусь
4) А тебе какое дело?

"небольшое замечание" к очень странному заключению ролика "филолога всея Руси" о богатстве языка

в ролике "так ли богат русский язык", если вкратце, рассказывается о возможных метриках для измерения богатства языков мира. я ожидал, что она подытожит видео идеей, что все языки по-своему богаты, и что использование конкретной метрики для сравнения языков имело бы некорректную предвзятость, ну и что вообще вопрос "какой же язык самый лучший?" некорректен и банально неэтичен
но в завершение ролика было сказано следующее:

поздравляю, ваш консерватизм довёл русский язык...
лексикон русского языка в пять раз беднее лексикона английского языка
а вы и дальше охраняйте свои скрепы

до этого она справедливо сказала, что русский язык централизованнее других, например, европейских языков (диалекты у нас, как и у других славянских языков, слабо выражены). это она объясняла консервативными наклонностями, неприятием чего-то нового. и решила не говорить об очевидных преимуществах, что мало того, что житель Калининграда может свободно общаться с жителем Владивостока, у нас также имеется mutual intelligibility с носителями украинского и беларусского языков

этим же неприятием новшеств в языке она объясняла то, что в английском языке в пять раз больше слов чем в русском. сама же говорила, что эти "1'000'000 слов в английском и 200'000 слов в русском" считаются по-разному, но ради своего странного вывода решила это опустить. пусть даже так, никакой это не аргумент, русский - синтетический, английский - аналитический, в русском - куча словоформ у слова, некоторая свобода словообразования и тем более синтаксиса

но ни в коем случае я не хочу говорить, что русский язык лучше английского, я даже не знаю, как к языку вообще применимо понятие "богатства". язык - это способ коммуникации. это орудие человеского труда оттачивается тысячелетиями, и оно таково, каково должно быть

из соображений симметрии
все живые языки
разнозначно хороши

Показать полностью

Угадайте звездного капитана юмористической команды «Сборная Красноярска» по описанию одного из участников

Ну что, потренировались? А теперь пора браться за дело всерьез.

Показать полностью

Понадобилось некоторое количество времени, чтоб разобраться

Понадобилось некоторое количество времени, чтоб разобраться Граммар-наци, Грамотность, Ценник, Магазин, Ошибка, Длиннопост, Мобильная фотография, Морепродукты
Показать полностью 1

"Черезчюр шалавливые поддоконники". Тотальный диктант и тотальные ошибки

Итак, "Тотальный диктант"... В очередной раз он прошел. Обычно после этого организаторы сообщают публике о том, какие ошибки чаще всего встречались. И часто это бывают такие ошибки, от которых волосы на голове начинают шевелиться. Обязательно расскажут и в этот раз, просто им нужно время, чтобы обработать всю информацию, подвести итоги.

Ну а мы пока, в ожидании, вспомним самые частые ошибки в "Тотальных диктантах" последних пяти лет.

"Черезчюр шалавливые поддоконники". Тотальный диктант и тотальные ошибки Русский язык, Тотальный диктант, Ошибка, Грамматические ошибки, Длиннопост

2023 год

В прошлом году текст "Тотального диктанта" принадлежал перу писателя Василия Авченко и был посвящен знаменитому Владимиру Арсеньеву, автору романа "Дерсу Узала".

Оказалось, что многим очень трудно далось слово "интеллигент". Люди запутались, где ставить "и", а где "е". Видимо, нечасто они этим словом пользуются. Проблемы вызвали и такие слова, как "периферии", "небезынтересна", "невообразимых", "бессчетным" и "не осмыслена". Еще одну популярную ошибку делали в слове "сызмальства". Думаем, вы понимаете, какую именно.

Но больше всего почему-то в тупик ставило сочетание "нимало не исчерпан". Почему-то слово "нимало" то и дело писали через "е", а то и вообще раздельно. Ну и традиционно куча народа спотыкается о простенькое слово "чересчур" Вариантов его написания - тьма! И это происходит практически из года в год.

2022 год

Тут непреодолимой преградой для многих стали наречия "поначалу", "настолько», "дотемна". Почему-то их массово стали писать раздельно. Плюс сложности внезапно вызвали такие сочетания, как "крупно простеганный" и "нестерпимо яркая". Их то и дело соединяли в одно слово дефисом или просто слитным написанием. При этом обычное слово "по-французски", наоборот, у многих теряло дефис, превращаясь в предложное сочетание.

Слово "сравнявшись" очень часто писали через "о" - "сровнявшись". Вроде как от слова "ровно". Чередования в корне, не усвоенные в школе, это вообще тотальное бедствие, которым страдают многие.

Очень странно, но многие написали слово "воронежский" с заглавной буквы, хотя речь шла не о конкретном названии области. Тут какая-то англомания прослеживается - это там географические и этнические обозначения стараются все время "заглавить".

Ну и главный перл - слово "подоконники", которое почему-то многим оказалось незнакомым. То его писали как "подокойники", то как "поддоконники".

2021 год

Самая частая ошибка возникала со словом "расхристанный". То ли оно уже почти вышло из употребления, то ли люди перестали внимательно читать классику, где оно частенько попадается. В общем, у многих оно вызвало серьезные затруднения. Его писали буквально на все лады. Из вариантов: "расхлистанный", "расклюстанный".

Что еще из интересного в тот год было... Например, слово "замуж" зачем-то писали с мягким знаком на конце. Это очень странно, потому что правило про "уж замуж невтерпеж" в школе вообще-то на подкорку вбивают. Как можно его не помнить?

Ну и опять с чередованиями в корне проблема. Слово "промокнуть" (ударение в данном случае на последний слог было) писали через "а". Плюс вставляли дефис в словосочетание "как будто". С дефисами сложностей у людей возникает очень много.

2020 год

Очень многие столкнулись с проблемами в написании слова "недоставало". Тут пытались увидеть частицу "не", которая пишется с глаголами отдельно. Но на самом деле в этом слове "не" - это часть приставки "недо".

Слово "философский" тоже оказалось сложным, поскольку вместо второй "ф" люди часто писали "в". На слух, что ли? Слово "философ" вроде бы должно быть известным. А еще удивительным образом куча ошибок была связана со словом "помощник". Вместо "щ" повально писали "ш".

Еще одной тотальной ошибкой стала постановка ненужной запятой перед словом "либо".

2019 год

Тут тоже всех организаторов поражало разнообразие ошибок, которые совершают в слове "чересчур". Его писали через дефис, его писали через "з", его писали через "ю", и как только еще его не писали!

Очень забавная ошибка - написание "шалавливых" вместо "шаловливых". Интересно, какое слово люди тут выбирали в качестве проверочного? Явно не "шалость"!

Еще многие не справились со словом "палисадник". Тут тоже выбор вариантов был богатый - и "палесадник", и "полесадник", и еще всякое разное.

А в целом, все, кто пишут "Тотальный диктант", конечно, молодцы. В любом случае даже те, кто допускал простейшие ошибки, получили повод задуматься и подтянуть свое правописание. Это куда достойнее, чем сонмы безграмотных интернет-пользователей, которые городят чудовищные ляпы и при этом гордо отмахиваются - я, мол, не на диктанте. И что теперь? Грамотность - это элементарное уважение к собеседнику и читателю. А вы как думаете?

Источник: Литинтерес

Показать полностью 1

Ца

Есть цаца.

А теперь появились - ца.

Даже второгодники не совершили таких ошибок. А это пишет человек с высшим образованием.

Ца Истории из жизни, Тупость, Стыд

Куда пропали буквы из русского языка

Хорошо разбираетесь в звездах и юморе?

Тогда этот вызов для вас! Мы зашифровали звездных капитанов команд нового юмористического шоу, ваша задача — угадать, кто возглавил каждую из них.

Переходите по ссылке и проверьте свою юмористическую интуицию!

Хорошо разбираетесь в звездах и юморе? Юмор, Звезды
Лига грамотности

Почему опасно ругаться матом, и что делать, когда ударил молотком по пальцу?

Вот многим не нравится, что русский язык засоряют иностранными словами. Некоторые предлагают их вообще запретить, а за употребление – штрафовать. А им отвечают, что «уборщица» – это, дескать, непрестижно и унизительно, а «менеджер по клинингу» – звучит гордо и «повышает мотивацию». И начались эти споры 400 лет назад, в царствование первых Романовых – Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.

Почему опасно ругаться матом, и что делать, когда ударил молотком по пальцу? Вопрос, Ответ, Культура, Воспитание детей, Образование, Русский язык, Критическое мышление, Развитие, Урок, Воспитание, Детская литература, Учеба, Обучение, Логика, Родители и дети, Детский журнал, Взросление, Родители, Иностранные языки, Длиннопост

Эрик Пальмквист. Прием царем Алексеем Михайловичем иностранного посольства. XVII в.

Основной «заграницей» для России тогда была Польша – и тогдашние «западники» были «полонофилами», то есть любителями всего польского. Среди них в моде были и польская одежда, и польские кушанья, и – само собой! – польские слова. Какие? Ну, например: «забияка», «мужчина», «отчизна», «повидло», «уважать», «мещанин»...

При Петре Первом русский язык стал наводняться «бургомистрами» и «обер-шаутбенахтами», а в царствование Елизаветы Петровны на смену немецкой моде всерьёз и надолго пришла мода французская. Русский писатель Александр Сумароков в пьесе «Пустая ссора» ядовито высмеивал модные разговоры на «смеси французского с нижегородским»:

Деламида: Вы так мне флатируете, что уж невозможно, по чести.
Дюлиж: Вы мне еще не верите, что я вас адорирую.
Деламида: И я вас очень эстимую, да для того-то я и за вас нейду; когда б вы моим мужем стали, так хотя вы и многие калитэ имели, мне б вас больше эстимовать было уже нельзя.
Дюлиж: Разве бы вы любить меня не стали?
Деламида: Любить мужа, ха! ха! ха! Это посадской бабе прилично!
Дюлиж: Против этого спорить нельзя, однако ежели б вы меня из адоратера сделали своим амантом, то б это было пардонабельно...

Пьеса эта была поставлена на сцене в 1750 году, а через полвека дошло до того, что дворяне стали и вовсе переходить на чистый французский. (Помните начало романа «Война и мир»?) В родном языке им попросту не хватало слов, чтобы выразить свои мысли! Известный факт: Александр Сергеевич Пушкин сначала выучился читать и писать по-французски – и лишь потом освоил русскую грамоту...

И вот в 1824 году министром народного просвещения в России был назначен... адмирал. Да-да-да, самый настоящий адмирал флота Александр Семёнович Шишков.

Почему опасно ругаться матом, и что делать, когда ударил молотком по пальцу? Вопрос, Ответ, Культура, Воспитание детей, Образование, Русский язык, Критическое мышление, Развитие, Урок, Воспитание, Детская литература, Учеба, Обучение, Логика, Родители и дети, Детский журнал, Взросление, Родители, Иностранные языки, Длиннопост

Александр Семёнович Шишков (1754–1841)

Шишков был не просто адмиралом – он был ещё и философом, литературоведом, писателем, литературным критиком – и яростным поборником чистоты русского языка. Над Шишковым многие посмеивались (в том числе и Александр Сергеевич), но тот был категоричен и непреклонен.

Вместо «галош» Шишков предлагал ввести слово «мокроступы». Вместо «тротуара» – «топталище». Злые языки утверждали, что фразу «франт идёт по бульвару в театр» «по-шишковски» следовало говорить так: «Хорошилище идёт по гульбищу в позорище».

И всё же в главном Шишков был несомненно прав:

«Между тем как мы занимаемся выдумкой слов и речей, нимало нам не свойствнных, многие коренные и весьма знаменательные российские слова невзирая на богатство смысла своего сделались для не привыкших к ним ушей странны и дики...»

И вот с этим мы очень и очень согласны. И поэтому в каждом номере «Лучика» играем с читателями в игру, в которой надо попробовать угадать, что такое «смятение», а что такое «замятье», или про какого человека говорят, что он «суетный», а про какого – что «ветреный».

Почему опасно ругаться матом, и что делать, когда ударил молотком по пальцу? Вопрос, Ответ, Культура, Воспитание детей, Образование, Русский язык, Критическое мышление, Развитие, Урок, Воспитание, Детская литература, Учеба, Обучение, Логика, Родители и дети, Детский журнал, Взросление, Родители, Иностранные языки, Длиннопост

Ну, а теперь про мат. В чём его опасность для мозга. Ну, что некультурно и можно от собеседника «в ухо выхватить» и получить сотрясение, это понятно, а в чём ещё?

Дело в том, что у матерных слов, как и у жаргонных, сленговых, есть одна особенность (которая, кстати, и делает эти слова такими привлекательными и прилипчивыми). Они «бьют по площадям» – охватывают сразу много значений. В этом, повторим, их сила, и в этом же заключается их коварство.

Представьте себе большой концертный рояль. У него 88 клавиш...

Почему опасно ругаться матом, и что делать, когда ударил молотком по пальцу? Вопрос, Ответ, Культура, Воспитание детей, Образование, Русский язык, Критическое мышление, Развитие, Урок, Воспитание, Детская литература, Учеба, Обучение, Логика, Родители и дети, Детский журнал, Взросление, Родители, Иностранные языки, Длиннопост

Да, у этого рояля всего восемьдесят две клавиши! Потому что это первый рояль работы мастера Себастьяна Эрара, 1821 год. Мы выпендрились (соригинальничали, надеясь произвести впечатление)

Нажатием каждой клавиши можно извлечь только один определённый звук. Допустим, ноту «до» четвёртой октавы. Или ноту «до» контроктавы. На большом рояле целых восемь по-разному звучащих «до» помещается… Благодаря этому на нём можно много всего сыграть.

А теперь представьте себе игрушечный рояльчик, у которого только двенадцать клавиш. Здесь одна клавиша отвечает за все ноты «до» сразу. Она «многозначная». Но что на таком инструменте можно сыграть? Да почти ничего. Только простенькую мелодию «настучать». Сложного произведения не получится.

Почему опасно ругаться матом, и что делать, когда ударил молотком по пальцу? Вопрос, Ответ, Культура, Воспитание детей, Образование, Русский язык, Критическое мышление, Развитие, Урок, Воспитание, Детская литература, Учеба, Обучение, Логика, Родители и дети, Детский журнал, Взросление, Родители, Иностранные языки, Длиннопост

А теперь представьте что «рояль» – это наш язык, наше сознание. Допустим, мы знаем слово «птица», но не знаем слов «курица», «орёл», «пташка», «желторотый», «певунья», «карга», «пернатое», «дичь»… Наш язык станет проще, но проще станет и наше мышление.

Почему опасно ругаться матом, и что делать, когда ударил молотком по пальцу? Вопрос, Ответ, Культура, Воспитание детей, Образование, Русский язык, Критическое мышление, Развитие, Урок, Воспитание, Детская литература, Учеба, Обучение, Логика, Родители и дети, Детский журнал, Взросление, Родители, Иностранные языки, Длиннопост

Мы будем раз за разом попадать в ситуацию, когда нам не хватает слов, чтобы выразить свои намеренья, мысли и чувства, а потом – просто-напросто перестанем испытывать «слишком сложные» чувства, которые нельзя выразить, а значит, они бесполезны в коммуникации с другими людьми – «не нужны». Наш эмоциональный интеллект тоже обеднеет и огрубеет, как и наше мышление.

Почему опасно ругаться матом, и что делать, когда ударил молотком по пальцу? Вопрос, Ответ, Культура, Воспитание детей, Образование, Русский язык, Критическое мышление, Развитие, Урок, Воспитание, Детская литература, Учеба, Обучение, Логика, Родители и дети, Детский журнал, Взросление, Родители, Иностранные языки, Длиннопост

Ну зачем, в самом деле, отличать вяз от ясеня, если и то, и другое – «дерево»? Зачем отличать кронштейн от втулки, если и то, и другое – «железка»? Зачем говорить в одной ситуации «предлагаю перекусить», а в другой «соблаговолите отобедать», если можно сказать «го похаваем»?

А когда столкнёшься со сложной жизненной ситуацией, просто скажи:

– Да я это… Чё-то как-то это, короче.

И получится как в стихотворении Чуковского: «Но он только «му» да «му», а к чему, почему – не пойму! – Повесьте, пожалуйста, трубку!»

Почему опасно ругаться матом, и что делать, когда ударил молотком по пальцу? Вопрос, Ответ, Культура, Воспитание детей, Образование, Русский язык, Критическое мышление, Развитие, Урок, Воспитание, Детская литература, Учеба, Обучение, Логика, Родители и дети, Детский журнал, Взросление, Родители, Иностранные языки, Длиннопост

Ну и главный вопрос, который, вероятно, мучит наших взрослых, искушённых опытом читателей: «Как быть и что говорить, если молотком по пальцу ударил».

Это форс-мажор, уважительная причина. Говорите, что получится, главное – чтобы вы знали, что говорить в тех случаях, когда не ударили! А их, согласимся, в нашей жизни бывает гораздо больше.

Почему опасно ругаться матом, и что делать, когда ударил молотком по пальцу? Вопрос, Ответ, Культура, Воспитание детей, Образование, Русский язык, Критическое мышление, Развитие, Урок, Воспитание, Детская литература, Учеба, Обучение, Логика, Родители и дети, Детский журнал, Взросление, Родители, Иностранные языки, Длиннопост

Если у вас есть дети, присоединяйтесь к «Лучику» – будем учиться думать и говорить по-русски вместе! Вот, ссылка на страницу подписки на журнал. А дорого, потому что он толстый, 80-страничный (и не только о языке). И обратите внимание: с 27 по 31 мая будет 30-процентная скидка на подписку.

Почему опасно ругаться матом, и что делать, когда ударил молотком по пальцу? Вопрос, Ответ, Культура, Воспитание детей, Образование, Русский язык, Критическое мышление, Развитие, Урок, Воспитание, Детская литература, Учеба, Обучение, Логика, Родители и дети, Детский журнал, Взросление, Родители, Иностранные языки, Длиннопост
Показать полностью 10
Отличная работа, все прочитано!