Где ты, советский Роберт Земекис?
"Разновидность контактов". Нина в виде образа, отражения (актриса Анастасия Никольская)
Во второй половине 1970-х годов и в первой половине 80-х годов в советском кино отмечен интерес к фантастике. Причем снимать начали либо режиссеры второго плана либо люди до этого в фантастику не ногой. «Лунная радуга», «Семь стихий», «Звездный инспектор», «Петля Ориона» и другие. В задумке всё красиво – межпланетные полеты, внеземные цивилизации, размышления - правда воплощение вышло так себе.
У режиссеров вышеупомянутых фильмов была возможность не лезть в космическую тематику, а взять крепкое литературное произведение и снять на его основе фильм. В котором при желании и творческом подходе можно было предвосхитить "Назад в будущее" режиссера Роберта Земекиса.
Эта литературная основа - рассказ Кира Булычева "Можно спросить Нину"
Две фишки трилогии Земекиса. Первая – один человек ждет когда в прошлом побывает другой человек и после прибытия ему можно показать следы пребывания в прошлом, его письма и т.п. Например Док ждал Марти 30 лет. Вторая – письмо в будущее, когда указано место и время получения. Письмо лежит на американской почте 70 лет и почтари доставляют письмо по назначению.
Советские кинематографисты сделали два захода на рассказ Булычева. Но оба раза вышла короткометражка. Фантазии сценаристов не хватило сделать полнометражный художественный фильм.
Первый заход - «Что то с телефоном», 1979 год. Короткометражка получилась весьма близкой к тексту Булычева. Сценарист внес свои пять копеек – не прочитано письмо Нины Вадиму Николаевичу и жирный минус автору сценария, Вадим Николаевич не сообщает Нине дату Дня Победы. Как? Зачем это убрали? Почему отняли надежду у девушки из 1942 года?
А вот наш ответ Земекису. Нина в 1942 году находит карточки, но их не отоваривает. Находит Вадима, знакомится с ним. Для сценариста простор – в 1942 году показать дружбу юноши и девушки в прифронтовом городе.Отношения продолжаются после войны. И когда Вадим говорит своей Нине: «Мне нужна другая Нина» для неё это знак, это значит, что Вадим поговорил с ней из прошлого. Она показывает ему хлебные карточки. Которые он потерял в 1942 году. Вадим ошеломлен. Отношения вспыхивают с новой силой, Вадим смотрит на Нину другими глазами, любовь как в молодые годы и т.п.
Второй заход – «Разновидность контактов» (1987).
Вот тут сценарист развернулся. Действие перенесли в Ленинград. Вадима Николаевича сделали контактёром, который дает интервью телевидению употребляя много красивых слов про стоящие задачи, решение проблем и т.п. Непонятно с кем контактирует данный персонаж. Причем решает проблемы человечества. Меньшее ему неинтересно.
Упакованный Вадим Николаевич разговаривает с Ниной из блокадного города. Вадим ведет беседу лениво кушая "7 up"
Отметим, что эта первая экранизация в которой появилась Нина. Её сыграла Анастасия Никольская, о которой никаких сведений. Здесь Нина это отражение, неявный образ, который то появляется, то исчезает. Девушку так же показали спешащей, насколько ей позволяли силы, к месту потери карточек.
Вадим Николаевич упакованный товарищ. Банки заграничных напитков, телефон с кнопками набора на трубке. телевизор начал показывать без вставания главного героя (надо понимать ДУ), правда для того что бы добавить звук Вадим Николаевич таки встает с кресла. При разговоре с Ниной легким движением руки откупоривает банку «7 up» и потребляет во время разговора. На столе лежит глянцевый журнал с рекламой оргтехники. В определенный момент времени на телевизоре появляется видеоигра, на столе видна клавиатура.
Упакованность Вадима показана как контраст. Пока одни вкушают «7 up» другие в блокадном городе выживают на скудный паёк.
Вадим назначает встречу Нине, оговорив время и место. Только для Вадима встреча будет через час для Нины более чем через сорок лет.
Нина умерла, на встречу пришла её дочь и протянула Вадиму письмо. И письмо опять не было прочитано.
У советских сценаристов какой то бзик. Почему не прочитать письма Нины?
Здесь прием «письмо в будущее» сам просится в руки. Нина должна умереть в блокаду. Никак без этого не обойтись. Но она находит карточки и за счет дополнительного пайка смогла продлить свою жизнь. Абсолютно без сил она пишет письмо Вадиму, описывает свою жизнь, пишет про свои надежды. Вкладывает свое фото. Перед смертью Нина отдает письмо местной почтальонше, рассказывая всю историю с письменным указанием где, когда и кому передать письмо. Далее показывается нелегкая служба работника почты в блокадном городе. Пусть почтальонша выживет в блокаду. Чувствуя в 60-х годах, что уходит, она сама пишет письмо Вадиму рассказывая о смерти Нины, о своей судьбе. Передает письмо детям (пусть их будет трое), наказывая доставить точно по времени и месту. Дети отнеслись к письму как к святыне. Много гадали кто такой Вадим, придет не придет. В последние дни перед встречей прям дни зачеркивали, как дембеля какие. И когда настал нужный час никто из детей не усидел на месте, все поехали на встречу.
Вадим при чтении заплакал, и какими ничтожными показались ему все эти контакты, севенапы, видео приставки и прочие элементы сладкой жизни.
Жизнь сложилась так, что упомянутая в первом абзаце кинофантастика не оставила особого следа в отечественном кинематографе.. Когда вижу комментарий типа – «Начал смотреть «Солярис» - скучно. уснул», то хочется ответить - посмотри «Лунную радугу», будешь спать еще крепче.
А теперь вопрос какое фантастическое кинопроизведение снятое а 80-х годах стало культовым? Которое разбирают, пытаются выяснить судьбы героев, смоделировать возможные варианты и т.п. Это «Гостья из будущего». Снятое на литературной основе Кира Булычева. В общем если бы за Булычевскую «Нину …» взяться с умом и сделать полнометражный фильм, то получилось бы крепкое кинопроизведение на уровне если не «Гостьи …», то как минимум «Через тернии к звездам». Или так хочется думать.