Серия «Можно спросить Нину»

Где ты, советский Роберт Земекис?

Где ты, советский Роберт Земекис? Экранизация, Советское кино, Спойлер, Советские актеры, Кир Булычев, Обзор, Длиннопост

"Разновидность контактов". Нина в виде образа, отражения (актриса Анастасия Никольская)

Во второй половине  1970-х годов и в первой половине 80-х годов в советском кино отмечен интерес к фантастике. Причем снимать начали либо режиссеры второго плана либо люди до этого в фантастику не ногой.  «Лунная радуга»,  «Семь стихий», «Звездный инспектор», «Петля Ориона» и другие.  В задумке всё красиво – межпланетные полеты, внеземные цивилизации, размышления - правда воплощение вышло так себе.

У режиссеров вышеупомянутых фильмов  была возможность не лезть в космическую тематику, а взять крепкое литературное произведение и снять на его основе фильм. В котором при желании и творческом подходе можно было предвосхитить "Назад в будущее" режиссера Роберта Земекиса.

Эта литературная основа - рассказ Кира Булычева "Можно спросить Нину"

Две фишки трилогии  Земекиса.  Первая – один человек ждет когда в прошлом побывает другой человек и после прибытия ему можно показать следы пребывания в прошлом, его письма и т.п. Например Док ждал Марти 30 лет. Вторая – письмо в будущее, когда указано место и время получения. Письмо лежит на американской почте 70 лет и почтари доставляют письмо по назначению.

Советские кинематографисты сделали два захода на рассказ Булычева. Но оба раза вышла короткометражка.  Фантазии сценаристов не хватило сделать полнометражный художественный фильм.  

Первый заход - «Что то с телефоном», 1979 год. Короткометражка получилась весьма близкой к тексту Булычева. Сценарист внес свои пять копеек – не прочитано письмо Нины Вадиму Николаевичу и жирный минус автору сценария, Вадим Николаевич не сообщает Нине дату Дня Победы. Как? Зачем это убрали? Почему отняли надежду у девушки из 1942 года?

А вот наш ответ Земекису. Нина в 1942 году находит карточки, но их не отоваривает. Находит Вадима, знакомится с ним. Для сценариста простор – в 1942 году показать дружбу юноши и девушки в прифронтовом городе.Отношения продолжаются после войны. И когда Вадим говорит своей Нине: «Мне нужна другая Нина» для неё это знак, это значит, что Вадим поговорил с ней из прошлого. Она показывает ему хлебные карточки. Которые он потерял в 1942 году. Вадим ошеломлен.  Отношения вспыхивают с новой силой, Вадим смотрит на Нину другими глазами, любовь как в молодые годы и т.п.

Второй заход – «Разновидность контактов» (1987).

Вот тут сценарист развернулся. Действие перенесли в Ленинград. Вадима Николаевича сделали контактёром, который дает интервью телевидению употребляя много красивых слов про стоящие задачи, решение проблем и т.п. Непонятно с кем контактирует данный персонаж.  Причем решает проблемы человечества.  Меньшее ему неинтересно.

Где ты, советский Роберт Земекис? Экранизация, Советское кино, Спойлер, Советские актеры, Кир Булычев, Обзор, Длиннопост

Упакованный Вадим Николаевич разговаривает с Ниной из блокадного города. Вадим ведет беседу лениво кушая "7 up"

Отметим, что эта первая экранизация в которой появилась Нина. Её сыграла Анастасия Никольская, о которой никаких сведений. Здесь Нина это отражение, неявный образ, который то появляется, то исчезает. Девушку так же показали спешащей, насколько ей позволяли силы, к месту потери карточек.

Вадим Николаевич упакованный товарищ. Банки заграничных напитков, телефон с кнопками набора на трубке. телевизор начал показывать без вставания главного героя (надо понимать ДУ), правда для того что бы добавить звук Вадим Николаевич таки встает с кресла.  При разговоре с Ниной легким движением руки откупоривает банку «7 up» и потребляет во время разговора. На столе лежит глянцевый журнал с рекламой оргтехники. В определенный момент времени на телевизоре появляется видеоигра, на столе видна клавиатура.

Упакованность Вадима показана как контраст. Пока одни вкушают «7 up» другие в блокадном городе выживают на скудный паёк.

Вадим назначает встречу Нине, оговорив время и место. Только для Вадима встреча будет через час для Нины более чем через сорок лет.

Нина умерла, на встречу пришла её дочь и протянула Вадиму письмо. И письмо опять не было прочитано.

У советских сценаристов какой то бзик. Почему не прочитать письма Нины?

Здесь прием  «письмо в будущее» сам просится в руки. Нина должна умереть в блокаду. Никак без этого не обойтись.  Но она находит карточки и за счет дополнительного пайка смогла продлить свою жизнь. Абсолютно без сил она пишет письмо Вадиму, описывает свою жизнь, пишет про свои надежды. Вкладывает свое фото. Перед смертью Нина отдает письмо местной почтальонше, рассказывая всю историю с письменным указанием где, когда и кому передать письмо. Далее показывается нелегкая служба работника почты в блокадном городе. Пусть почтальонша выживет в блокаду. Чувствуя в 60-х годах, что уходит, она сама пишет письмо Вадиму рассказывая о смерти Нины, о своей судьбе. Передает письмо детям (пусть их будет трое), наказывая доставить точно по времени и месту. Дети отнеслись к письму как к святыне. Много гадали кто такой Вадим, придет не придет. В последние дни перед встречей прям дни зачеркивали, как дембеля какие. И когда настал нужный час никто из детей не усидел на месте, все поехали на встречу.

Вадим при чтении заплакал, и какими ничтожными показались ему все эти контакты, севенапы, видео приставки и прочие элементы сладкой жизни.

Жизнь сложилась так, что упомянутая в первом абзаце кинофантастика не оставила особого следа в отечественном кинематографе.. Когда вижу комментарий типа – «Начал смотреть «Солярис» - скучно. уснул», то хочется ответить  - посмотри «Лунную радугу», будешь спать еще крепче.

А теперь вопрос какое фантастическое кинопроизведение  снятое а 80-х годах стало культовым?  Которое разбирают, пытаются выяснить судьбы героев, смоделировать возможные варианты и т.п. Это «Гостья из будущего». Снятое на литературной основе Кира Булычева. В общем если бы за Булычевскую «Нину …» взяться с умом и сделать полнометражный фильм, то получилось бы крепкое кинопроизведение на уровне  если не «Гостьи …», то как минимум «Через тернии к звездам». Или так хочется думать. 

Показать полностью 2

"Временная связь " (2020). Почему время действия неудачное

"Временная связь " (2020). Почему время действия неудачное Российское кино, Обзор фильмов, Спойлер, Актеры и актрисы, Экранизация, Длиннопост

Вадим Николаевич (актёр Сергей Пускепалис) разговаривает с Ниной из 1942 года. В своем ресторане. Скрин с экрана.

Фильм "Временная связь" снят по рассказу Кира Булычева "Можно попросить Нину?", написанный несколько десятилетий назад. Этот рассказ вызвал у меня эмоции. Для меня это произведение одно из немногих, к которое хочется перечитывать.
Вкратце сюжет рассказа такой: Вадим Николаевич в 1972 году звонит своей знакомой (или подруге) Нине, при этом происходит соединение с девушкой Ниной, живущей в 1942 году.
Выделяем несколько ключевых моментов:
- в самом начале разговора Вадим Николаевич категорически не узнает Нину (еще бы!) и в ответ начинает выяснять почему Нина его не узнает.  Далее Вадим решает, что ошибся номером. При повторном наборе опять попадает на Нину.
-  Обмениваются данными за свой возраст. Нине 13 лет, Вадиму больше 40 (при этом Вадиму не может быть больше 42 лет).  Выясняют текущие даты. У Вадима 23 декабря, у Нины октябрь.
- Когда Нина спрашивает почему Вадим не на фронте, и тот начинает что то подозревать.  
-  Собеседники узнают, что Вадим Николаевич находится в 1972 году, а для Нины сейчас 1942 год.
-  Вадим сообщает будущее (для Нины естественно) – дату дня Победы, смерть Сталина, про Юрия Гагарина, про мини юбки (чем рассмешил Нину).
- Вадим под этот разговор вспомнил себя в детстве. Ему кажется, что будущее он рассказывает двум голодным детям: себе и Нине. И рассказывает Нине как найти хлебную карточку, которую он потерял в октябре 1942 года. Он максимально подробно рассказал Нине как найти потерянную хлебную карточку.
- После разъединения Вадим еще раз звонит, но попадает к своей Нине и говорит фразу: «Мне другая Нина нужна».
В конце рассказа Вадим Николаевич по данным которые сообщила Нина нашел где она жила в 1972 году. Сама Нина с мужем уехали на север, но оставила Вадиму письмо, в котором сообщила, что нашла хлебную карточку в указанном месте.

По этому сюжету было снять некоторое количество короткометражек. При этом фильмы снятые после 2000 года не вызвали эмоций. Какие то дипломные работы, постановки.  Сценарий полностью совпадал с рассказом. Единственно, что в какой то из постановок появилась Нина.  Во всех остальных съемках это был голос из телефона. Посмотрел и забыл, что называется.

А вот фильм "Временная связь" (2020) эмоции вызвал.
В роли Вадима Николаевича Сергей Пускепалис.  В данной картине Вадим бизнесмен только что купивший ресторан в Москве.  И действие происходит в момент обмыва сделки в кругу пафосной компании.
Время действия 2020 год.

Разговор Вадима Николаевича с Ниной максимально приближен к тексту рассказа. Только техника изменилась.  Вадим не набирает номер Нины, он его берет из справочника. И когда Нина в ответ спрашивает - «А вы кто?» Вадим в ответ – «С каких пор ты перестала меня узнавать?».  Странный вопрос от Вадима, Нина видит кто звонит. Далее Нина из прошлого говорит – «Я вас не знаю» (напомню Вадим думает, что говорит со своей знакомой  Ниной).  В современных условиях если звонишь по номеру из контактов собеседнику у которого твой номер заведомо сохранен, то такие вопросы в ответ это минимум повод для обиды, а то и для скандала. 
Чуть позже на вопрос другой Нины – «Какой телефон набираете?» Вадим наизусть говорит все цифры телефона Нины. Молодец, помнит.  Только не было набора, он его выбрал из контактов.
Про возраст. Нине 13 лет, Вадиму больше 40 (так он сказал). Сказал бы больше 30 – тоже не обманул бы. На момент съемок возраст Сергея Пускепалиса больше 50 лет.
У Вадима 23 марта 2020 года, у Нины октябрь 1942 года. Это большая разбежка по времени.
Вадим рассказывает Нине про взятие Берлина, самоубийство Гитлера, про первого космонавта (правда не сказал фамилию Гагарин). Дальше по истории Вадим не пошел.  Вадим Николаевич, кончилась история СССР? Не было событий после 1961 года? Чего не стал про развал  СССР рассказывать?
А теперь по истории с хлебными карточками. Здесь хлебные карточки потерял отец Вадима. В рассказе сам Вадим терял эти карточки. Это были тяжелые воспоминания, потеря карточек обернулась лишением на месяц. Лишением по сравнению и так со скудной нормой. И эти воспоминания идут от сердца, а не от головы. Вадим из рассказа давно забыл об этом в ворохе текущих дел. И только пообщавшись с Ниной из 1942 года воспоминания нахлынули. Они пошли от сердца, это его переживания.  Это его вина перед матерью, которая наверняка отдавала большую часть пайка со своей рабочей карточки сыну. А сын не мог этого не понимать. Такие воспоминания идут только от сердца. У ресторатора просто неоткуда взяться таким воспоминаниям. 
А тут крутой ресторатор сходу вспоминает историю своего отца. Причем помнит дату, время, место во всех подробностях - про решетку которую надо поднять.  Для него это байки из склепа.  Да Вадим внимательно слушал отца, но задачи и мысли у него другие. Он поднялся до крутого ресторатора, бизнес прет. Всё в ажуре. Вот его личные победы. Вот его гордость. А тут сходу выдает место потери. 
Читатель спроси себя, много ты знаешь событий из детской жизни своих родителей в подробностях – место, дата, местность, где случились события? Причем местность можешь описать во всех подробностях.
Вадим Николаевич дозвонился таки до своей Нины и произнес фразу – «Мне нужна другая Нина».
Хорошо быть ресторатором. Прям тут же из ресторана ночью Вадим делает звонок и получает информацию по какому адресу стоял телефон. И не надо по всяким адресным столам ходить. Нина так и живет по этому адресу с 1942 года. Только казус – она переехала к детям куда то на юг. Уехала месяц назад. Письмо Вадиму передали.  Текст как в рассказе. Только вопрос – почему Нина не оставила контакты для связи?  Она жила в этой квартире больше 70 лет. Нельзя было потерпеть месяц? Что за спешка? Не забываем, что Нине 90 лет. Я уверен, что главная её цель дождаться Вадима. Именно это давало ей силы. А тут за месяц до визита  Вадима Нина срывается с места.  Боюсь не угаснет ли 90 летняя женщина когда у неё отнимут эту цель? И насколько критична смена обстановки для человека в таком возрасте? 
Напомню, что в рассказе Нине 40 лет, она временно уехала. Вадиму остается ждать. А в 2020 году  уже можно оставлять контакты для связи. И вернется ли 90 летняя старушка домой?  Жаль, что не было встречи. Ни в одном из снятых фильмов Нина и Вадим не встретились. Неужели режиссерам неинтересно снять встречу? Прям табу какое то.
После просмотра «Временной связи» укрепился во мнении, что время действия должно быть в 70-х годах. Возраст Нины и Вадима будет сопоставимый. Пусть режиссеры придумают встречу героев. Пусть современная Нина и девушка из 1942 года это и тот же человек. И когда Вадим говорит – «Мне нужна другая Нина», то для Нины это знак, что Вадим поговорил с ней из прошлого.  Придумайте другой сюжет. Но время действия не переносите.  

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!