Серия «Заметки преподавателя иностранных языков»

Во сколько лет лучше начинать учить английский?

На самом деле ничего нового не скажу: чем раньше, тем лучше! НО никогда не поздно!

Основы языка усваиваются лучше всего в возрасте до 5 лет. Часто родители спрашивают, а не рано ли учить язык, но я всегда с уверенностью отвечаю, что не рано. Люди часто говорят о том, что в более взрослом возрасте можно усваивать более большой объем материала, и это, конечно же, правда. Однако, дети гораздо более открыты к новому и это помогает им освоить произношение значительно лучше и с минимальным акцентом, а также легче усваивают структуру языка и привыкают, что так тоже норма (например, фиксированный порядок слов в английском, с которым мучаются взрослые).

Помимо этого, если сравнивать способность взрослого выражать свои мысли более точно, то тот, кто начал изучать язык с раннего возраста, сможет более точно, полно и эмоционально окрашено выражать свои идеи. Это происходит из-за того что два языка (родной и иностранный) развивались параллельно со всеми этапами жизни человека.

Во сколько лет лучше начинать учить английский? Обучение, Иностранные языки, Образование, Лингвистика, Учеба, Преподаватель, Урок, Дети, Родители и дети, Развитие, Школа, Школьники, Английский язык, Учитель, Воспитание детей

Изучать язык нужно начинать с того момента, как ребенок может смотреть видео более или менее осознанно, с 2-3 лет. Ходить на какие-то курсы совсем не обязательно, а порой даже лучше не ходить, потому что это может быть утомительно для ребенка, в то время, как дома можно изучать язык в комфортной, веселой и ненавязчивой обстановке. В следующем посте я опубликую подборку материалов для малышей и родителей, которые можно использовать дома для обучения.

Начинать формальное обучение с преподавателем лучше начинать в возрасте 4-6 лет, когда ребенок сможет фокусироваться. Если вам в этом возрасте предлагают в языковых центрах занятия продолжительностью более 40 минут, то мой совет - бежать оттуда, потому что за этим стоит ничего более, чем финансовая подоплека. Мой опыт показывает, что само обучение длится в среднем 20-30 минут плюс 10-20 минут, чтобы передохнуть, сделать разрядку для маленького мозга, а далее любое время будет посвящено лишь развлечениям, которые будут все равно детям не в радость.

Другая тревожный симптом - это обучение сугубо словам, на самом деле в этом возрасте дети должны учиться читать и читать по-английски детям лучше научиться до того, как они начнут читать по-русски. Причина проста: есть такое понятие, как интерференция - это влияние одного языка на другой, в данном случае русского на английский. Если ребенок, окруженный родным языком, научится читать сперва по-английски, то это никак не повлияет на овладение русским, а вот если все произойдет в обратном порядке, то проблем с английским не избежать, потому что родной язык, крепко укоренившийся в юном мозгу, будет неизбежно мешать ребенку.

Еще про изучение языков:

Почему не работает строгое расписание самостоятельных занятия при изучении английского (и др. языков)?

Почему взрослым тяжелее чем детям учить иностранные языки (и новое, в целом)?

Почему преподаватели английского (и др. языков) не поправляют ошибки?

Сколько нужно, чтобы запомнить слово на английском?

Показать полностью

TOEFL Home Edition: важно знать

В связи с санкциями сдача международных экзаменов на подтверждение уровня владения английским языком стала почти невозможной на территории РФ. Кембриджские экзамены ушли полностью, включая IELTS. Это значительно увеличило затраты на сдачу экзамена и сократило количество попыток по финансовым причинам, тк каждый раз выкладывать от 50-100 тыс за экзамен - это весьма накладно.

Не так давно стало возможным сдать экзамен TOEFL Home Edition (компьютерный вариант), который можно сдать прямо из дома, но и тут не обошлось без сложностей. Хочу поделиться своим опытом подготовки ученика и организационными и техническими трудностями, с которыми мы столкнулись при его сдаче.

Во-первых, естественно первая трудность - это оплата. Российскими картами оплатить нельзя ни один экзамен, да и любую услугу на международном рынке. Приходится прибегать к услугам агентств, которые берут комиссию за оплату, что опять же ведёт к удорожанию. Некоторые ищут карты среди знакомых, а также оформляют их пока находятся в отпуске в других странах. В любом случае - это, так или иначе, трудность, нельзя просто взять карту и сдать хоть завтра.

Во-вторых, было неожиданностью, но, возможно, и нашей невнимательностью настолько тщательная техническая проверка устройства. Да, мы били в курсе, что надо было удалить кучу приложений, подготовить комнату и тп. Но как-то упустили момент с лицензированием Windows. Естественно, в России большинство никогда не покупало лицензионные версии многих програм, более того, насколько я знаю, на территории РФ сейчас это не возможно (поправьте меня, если это не так). В ходе тех. проверки перед сдачей экзамена, ничего не было выявлено, но, как только экзамен начался, студент вылетел из части чтение и экзамен закончился. После выяснения обстоятельств, было сказано, что с нелицензионной версией Windows сдавать экзамен невозможно.

Студент проживает сейчас в Армении, мы пытаемся решить этот вопрос и перести его сдачу в экзаменационный центр и пока ждём информацию. Прикинулись дураками, мол и знать, не знали, что такой ноутбук плохой, а ведь он и совсем не наш и тп. В общем, делаем вид, что невменяемые. О результатах сообщу чуть позже, наверно.

Вывод, который можно сделать, формально экзамен доступен на территории РФ, но , если бы ученик был здесь, я не знаю,что бы мы делали. Думаю, что искали, конечно, устройство, но сами понимаете, вероятность что-то сделать была бы близка к нулю, а пока мы ещё поборемся. Напишу, если вам интересно будет, чем кончилось.

TOEFL Home Edition: важно знать Английский язык, Toefl, Санкции, Преподаватель, Репетитор, Проблема, Экзамен, Международный, Учеба, Изучаем английский, Никогда не сдавайся
Показать полностью 1

Челлендж для родителей: научи 4-7 летнего ребенка английскому сам и бесплатно

В прошлом посте писала про то, во сколько надо начинать учить английский и можно ли самостоятельно научить ребенка английскому без всяких курсов, беготни и кучи денег (Во сколько лет лучше начинать учить английский?).

Хотела бы устроить небольшой челлендж для родителей, у которых есть детишки от 4-7 лет, чтобы доказать, что самостоятельно можно научить ребенка английскому: я буду постить раз в неделю задания и их нужно будет выполнять. Чаще всего подборка видео на Ютюб, небольшие задания и игры, которые легко выполнять самостоятельно.

Присоединиться или уйти можно с любого поста. Чистое волонтерство без подписок, групп телеграмм, обязательств и оплат. С вас только немного времени и желания. Будет кому-то интересно?

Челлендж для родителей: научи ребенка английскому сам (Задание 1)

В предыдущем посте (Челлендж для родителей: научи 4-7 летнего ребенка английскому сам и бесплатно) опрашивала народ, хочет ли кто-то обучать своих детей от 4 до 7 лет английскому и теперь выкладываю первое задание с комментариями.

Как я писала ранее в других постах (Во сколько лет лучше начинать учить английский?), в этом возрасте дети должны научиться читать (цель номер 1), а также подхватить какое-то количество слов и фраз (цель номер 2), которое поможет им выплывать уже на общем английском. Абсолютно не пугайтесь того, что ребенок ещё не читает по-русски! Моя 10-летняя практика преподавания английского показывает, что это даже лучше, потому что влияние родного языка меньше и это даёт больше шансов усвоить язык как более или менее второй (развивающийся паралельно со вторым), а не иностранный.

Плюс, когда дети приходят во второй класс и начинают учить английский, то лично меня убивает фонетический курс (как читать), который длится две недели, а дальше дети, неусвоившие от слова совсем ничего, брошены выживать. Неудивительно, что родители возмущены. Поэтому, если ребенку 6-7 лет, то практика, которую я предлагаю будет особенно актуальльна. Для детей 4-5 лет просто будет возможность глубже и в более спокойном режиме осваивать язык.

На начальном этапе может быть сложно, но постарайтесь не ругать ребенка за отсутствие интереса, а, наоборот, придумать целую историю с ребенком и самим тоже проявлять интерес. Я буду давать раскраски и тп, не стесняйтесь создать мир букв в комнате ребенка, подружить его с героями истории.

У меня уже второй год онлайн занимается группа детей, они начали, когда им было 4 годика, а сейчас им 5 и они читают уже не просто фониксы (отдельные буквы), а целые сочетания типа igh. Я постараюсь поделиться видео, чтобы вы понимали о чем я)) и это фантастика видеть этих малышек, которые читают лучше взрослых и усваивают с первого раза то, с чем так мучаются взрослые))

Задание и материалы:
Мы будет выполнять задания из нескольких источников, это книги, видео и рабочие листочки. Я буду их скидывать и подсказывать, как ими правильно пользоваться.

1) Мы засматриваем первые три эпизода Alphablocks Red Level 1. Ссылка https://youtu.be/B8Wf1EadpqE?feature=shared . Засматриваем, значит засматриваем. Знаете вот есть песенка про трактор (по полям, по полям, едет трактор синий к нам). Принцип тот же, просто включаете на повтор каждый день в теч. недели при любой возможности и, если ребенок, не прочь. Можете это сделать совместным просмотром перед сном и тп. Особый фокус на 2 эпизод, потому что там идут нужные нам герои звуки t a p s.

Комментарии: да, мы учим не буквы, а звуки, поэтому видео - это образец произношения, который мы спрашиваем с ребенка, не просите, пожалуйста, названия букв. Также, мы учим из не в алфавитном порядке, а в порядке употребительности друг с другом. ОБЯЗАТЕЛЬНО: повторяем за видео,как произносятся буквы.

2) Где-то после 1-2 дней можно выполнить расскраску, и когда расскрашиваем необходимо обязательно проговаривать звук, например, расскрашиваем S и говорим С С С, не ЭС, не СЕ, а именно С С С , как в видео. https://cloud.mail.ru/public/unnf/nkjwsiVcZ

3) Следующий этап - это игры с ребенком. Я не даю приложение, потому что, к сожалению, там нужна платная подписка в перспективе и оно не сгодится. НО можно без проблем организовать те же игры сомостоятельно. Например, печатаете этих героев из файла по 2 штуке в маленьком формате можно. И играем в игру 'найди парочки (переворачиваем и смешиваем карточки и дальше открываем по две по очереди, ища пару. Плюс тренировка памяти и внимания вам в одном флаконе). Можно предварительно расскрасить и приклеить на картон, потому что нам нужны они будут довольно долго. https://cloud.mail.ru/public/nNHJ/yGHDmV76i

4) К концу недели старайтесь уже ставить видео на паузу и просить ребенка прочитать слова, когда герои берутся за руки.

Вот и все) если есть вопросы, то буду ждать в комментариях. Мини-отчетам буду тоже очень рада,чтобы знать, что есть кто-то на том конце!

Показать полностью

Почему не работает строгое расписание самостоятельных занятия при изучении английского (и др. языков)?

КАК ПРОИСХОДИТ?

Все очень просто: когда вы себе говорите, что вы будете заниматься понедельник, среда и пятница после работы по 30 минут с 20:00 до 20:30, то обязательно что-то случается! трубу прорвало, мама позвонила, просто устал! Дальше, пропустив учебное время, люди начинают договариваться с собой, ссылаясь на то, что 21:00 - это уже не 20:00. В следующий учебный день начинаются новые обстоятельства: ДР лучшего друга и, конечно же, вечером в 20:00 опять не получается. Дальше, человек уже начинает себя ругать за то, что он не учится, а кто любит ругань? Никто, в том числе и наш мозг, поэтому он идет в отказ и начинает банить английский.

Почему не работает строгое расписание самостоятельных занятия при изучении английского (и др. языков)? Образование, Усталость, Обучение, Коллеги, Учеба, Преподаватель, Лингвистика, Иностранные языки, Карьера, Универ, Урок, Профессия, Студенты, Учитель, Психология, Психотерапия, Развитие, Опыт, Длиннопост

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Не совсем очевидное, но очень рабочее:

1) не заниматься в строгом расписании. Я сейчас не говорю про курсы или репетитора, хотя бывает так, что лучше заниматься и с преподавателем в плавающем расписании. Речь сейчас идет именно о ДЗ и самостоятельном изучении, которое все так стараются начать. Старайтесь уделять время языку, когда оно есть и сколько его есть. Приложение, ютюб шортс, пикабу - это все плюс, не минус и не ноль.

Почему не работает строгое расписание самостоятельных занятия при изучении английского (и др. языков)? Образование, Усталость, Обучение, Коллеги, Учеба, Преподаватель, Лингвистика, Иностранные языки, Карьера, Универ, Урок, Профессия, Студенты, Учитель, Психология, Психотерапия, Развитие, Опыт, Длиннопост

2) не насиловать себя. Заставлять все равно придется, потому что любое действие, даже утром встать с кровати, требует усилий. Под "не насиловать" стоит понимать, что если я себя плохо чувствую, я не занимаюсь; если у меня нет настроения - это нормально и я могу не заниматься; но если у меня появилось желание что-то сделать, я стараюсь с вниманием к этому отнестись и сразу же сесть и позаниматься хотя бы 15 минут. Плюс, нужно ввести легкие варианты заданий типа листать карточки перед сном. Сейчас есть масса уже готовых ресурсов, например quizlet, сделайте это вечерним занятием, все равно все мы сидим в телефоне. Или купите карточки на озоне с базовыми словами. Если вы месяц будете заниматься хоть сколько-то, результаты будут и будет мотивация.

Почему не работает строгое расписание самостоятельных занятия при изучении английского (и др. языков)? Образование, Усталость, Обучение, Коллеги, Учеба, Преподаватель, Лингвистика, Иностранные языки, Карьера, Универ, Урок, Профессия, Студенты, Учитель, Психология, Психотерапия, Развитие, Опыт, Длиннопост

3) не ставить себе цели. Да! Совсем! Дело в том, что планы мы себе ставим, как правило, неадекватные. Я - сама такой человек, который раньше говорил: "мне надо было еще вчера", а сейчас подход сильно поменялся. Я когда-то хотела иммигрировать в Канаду с целью получить гражданство и мне нужен был французский, чтобы добрать недостающие баллы. Я записалась в онлайн-школу к репетитору по французскому и сказала, что я буду заниматься 100 часов с ней и еще миллион заниматься самостоятельно и тп, и тд. И что вы думаете? Прошло около 5 лет, французского я как не знала, так и не знаю, кроме все известного божур!) Тем временем, мои ученики с ноля за 2 года занятий по 2 раза в неделю с полурегулярным выполнением ДЗ прошли три уровня (beginner - A1; elementary - A2; pre-intermediate B1) и переходят на четвертый B1-B2.Тише едешь, дальше будешь.

Почему не работает строгое расписание самостоятельных занятия при изучении английского (и др. языков)? Образование, Усталость, Обучение, Коллеги, Учеба, Преподаватель, Лингвистика, Иностранные языки, Карьера, Универ, Урок, Профессия, Студенты, Учитель, Психология, Психотерапия, Развитие, Опыт, Длиннопост

4) обязательно заменить: ругать/наказывать себя => хвалить себя. Вместо того, чтобы бесконечно себя ругать, реально говорите себе: "я - молодец!" даже если вы просто выучили 10 слов за неделю или регулярно смотрели ролики на ютюбе, потому что это все потом, например, через 2 года, сложится в знание языка на определенном уровне. Еще есть один момент не ругать себя - это не только не ругать за то, что не занимались, но и не ругать себя за то, вместо чего могли позаниматься, иначе это тоже будет обратная мотивация, как будто английский отбирает что-то у вас. Ну посмотрели кино и посмотрели, классно же было!

Почему не работает строгое расписание самостоятельных занятия при изучении английского (и др. языков)? Образование, Усталость, Обучение, Коллеги, Учеба, Преподаватель, Лингвистика, Иностранные языки, Карьера, Универ, Урок, Профессия, Студенты, Учитель, Психология, Психотерапия, Развитие, Опыт, Длиннопост

Почитать еще?

Почему преподаватели английского (и др. языков) не поправляют ошибки?

Сколько нужно, чтобы запомнить слово на английском?

Почему взрослым тяжелее чем детям учить иностранные языки (и новое, в целом)?

HSK 1: Как я начала изучать китайский самостоятельно

Показать полностью 5

Почему взрослым тяжелее чем детям учить иностранные языки (и новое, в целом)?

Пластичность мозга - это способность мозга к восприятию нового. У детей пластичность мозга высокая по биологическим и другим причинам. У взрослых с возрастом пластичность мозга снижается не только по биологическим причинам, но и потому что уже имеющийся опыт мешает им воспринимать новую информацию.

Почему преподаватели английского (и др. языков) не поправляют ошибки?

Было такое, что меняли преподавателя, потому что он не поправлял все ваши ошибки?

На самом деле есть очень простое объяснение такому поведению учителя: если преподаватель, особенно на начальных этапах обучения, будет поправлять все ошибки в речи (да и в письме), то он урок превратится в разбор 1-3 предложений.

Почему преподаватели английского (и др. языков) не поправляют ошибки? Образование, Обучение, Лингвистика, Иностранные языки, Английский язык, Преподаватель, Преподавание, Универ, Урок, Русский язык, Изучаем английский, Слова, Репетитор, Учеба, Грамматические ошибки, Школа, Учитель

Во-первых, в методике преподавания есть такое понятие как target language - язык над которым мы работаем конкретно на этом уроке. Например, цель урока - научиться использовать present simple и present continuous, в таком случае преподаватель будет преимущественно фокусироваться на этих временах и не поправлять, скажем, артикли.

Во-вторых, есть три понятия для обозначения ошибок: a slip - оговорка (человек знает и использует грамматику правильно и делает случайную ошибку); a mistake - ошибка (человек знает правило, но периодически может его нарушать и часто осознает это); an error - системная ошибка (человек, чаще всего, знает правило, но регулярно делает ошибку, не осознавая этого). Преподаватели зачастую не поправляют оговорки, потому что они ведь могут случаться и в родном языке!

Показать полностью 1

Сколько нужно, чтобы запомнить слово на английском?

"Сколько" - вопрос даже не времени в данном случае, как многие могли бы подумать. В действительности вопрос "сколько?" - это вопрос того, сколько раз вы встретили слово или появилось потребность в нем. Я всегда своим ученикам говорю про правило 10 пальцев. Я не знаю существует оно на самом деле, изобретаю я велосипед или я изобрела ноу-хау. Суть заключается в том, что для запоминания слов нам нужно его встретить сколько раз, сколько у вас пальцев. Кому-то хватает одной руки, кому-то двух, а кому-то понадобятся и ноги)))

Сколько нужно, чтобы запомнить слово на английском? Лингвистика, Иностранные языки, Рассказ, Английский язык, Слова, Русский язык, Образование, Обучение, Изучаем английский, Репетитор, Урок, Универ, Учеба

1 палец - что это за слово?

2 палец - что это за слово? (преподаватель: мы его уже встречали) - не помню

3 палец - что это за слово? (преподаватель: мы его уже встречали) - ой. точно

4 палец - что это за слово? мы же уже его встречали? (преподаватель: да, это...) - точно, точно

5 палец - я помню это слово, подождите, я сам вспомню, точно это же...

6 палец - я знаю это слово, все ок, учитель, все сам, все сам)

7 палец - мне нужно это слово. Как это будет? (преподаватель: так) - ой, точно

8 палец - мне нужно это слово. не могу вспомнить, но я его точно знаю.. (преподаватель: так) - ооой

9 палец - мне нужно это слово, оно у меня где-то в голове, дайте мне время.. вот оно!

10 палец - мне нужно слово, а вот и оно!

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!