Современные классики фантастики и фэнтези

Когда относительно любого направления искусства мы говорим «классика», обычно имеется в виду нечто, созданное довольно давно. Именно классическому искусству противостоит современное. Но когда речь о динамично развивающихся жанрах фантастики и фэнтези, ситуация обстоит немного иначе.

Мы решили рассказать вам о нескольких современных авторах, которых уже можно отнести к классикам жанров — и по влиянию на них и по уровню известности. Эти авторы и по сей день продолжают творить и радовать читателей новыми историями.

Нил Стивенсон

Современные классики фантастики и фэнтези Книги, Фэнтези, Фантастика, Что почитать?, Длиннопост, Лонгриды, Подборка

Нил Стивенсон ворвался в литературный мир с «Лавиной» и буквально открыл киберпанк второе дыхание. Хотя дебютный роман автора вышел за восемь лет до этого, в 1984 году, он остался практически незамеченным. Потом был еще «Зодиак: эко-триллер», который сделал писателю имя. Но «Лавина» стала культовой книгой, а ее автор — звездой фантастики.

Чистому «киберпанку» в культуре не удалось просуществовать долго, его эпоха пришлась на конец 80-х. В последнем десятилетии ХХ века общественность решила, что он утратил актуальность. Нил Стивенсон, в свою очередь, в 1992 году выпускает книгу, которая сочетает в себе неоновые огни огромных городов, высокие технологии и власть корпораций, но выкидывает из уравнения дух бунтарства, который был важной составляющей жанра. Это становится важным этапом переосмысления для киберпанка, а для других творцов — знаком того, что в этом направлении можно создать еще много интересного и актуального. Таким образом история вируса из «Лавины», который через цифровую реальность может убить человека, возвещает наступление эпохи посткиберпанка.

А Нил Стивенсон уже мчится на всех парах дальше в будущее, к нанотехнологиям, выпуская роман «Алмазный век». Сюжет разворачивается вокруг простой девочки Нелл, к которой случайно попадает интерактивный учебник для воспитания аристократок. А различия между «высшим обществом» и остальным человечеством в мире «Алмазного века» очень велики. Эта работа автора сразу после выхода встретила противоречивый прием, но со временем тоже вступила в права «легендарной». И заодно принесла Стивенсону премии «Хьюго» и «Локус».

Получать награды Нил Стивенсон продолжил и в 2000-х годах, преимущественно за научную фантастику. Например, роман «Анафем» о планете будущего, где ученые представляют собой религиозный орден, или роман-катастрофу «Семиевие» о гибели и возрождении земной цивилизации. Автор осмысленно пробует себя в разных направлениях жанра, где может найтись применение его пытливому и «техническому» складу ума. Работы Стивенсона ценят во многом именно за то, как увлекательно и понятно он описывает научные допущения, на которых строятся его сюжеты. Он достоверен в своих прогнозах и фантастика, которая выходит из-под пера Стивенсона, действительно интеллектуальна. И это делает ее еще более захватывающей. Вот-вот на русском выйдет роман писателя «Падение, или Додж в Аду», вышедший в 2019 году. Там он возвращается к любимой теме виртуальной реальности, рассматривая ее под новым, неожиданным углом.

Ким Стэнли Робинсон

Современные классики фантастики и фэнтези Книги, Фэнтези, Фантастика, Что почитать?, Длиннопост, Лонгриды, Подборка

Пожалуй, самой узнаваемой работой в творчестве Робинсона является «Марсианская трилогия». Масштабная фантазия на тему многовековой колонизации Красной планеты, от первых робких шагов до настоящего космического будущего. Со всеми переворотами и драмами книги читаются, эти книги похожи на лучшие в мире учебники истории. Добавьте немного антикапиталистических настроений автора, предостережение о грядущих проблемах с экологией и ресурсами Земли, а также слухи, что романы написаны по заказу НАСА. Получится действительно уникальное явление в научной фантастике.

Робинсон в целом любит размах. Ему не обязательно выпускать объемные книги, чтобы охватить глобальные проблемы мира, возможно даже в нескольких эпохах. Именно так, например, он поступил при работе с романом в жанре альтернативной истории «Годы риса и соли». Он вышел в 2002 году, получив премию «Локус». Сюжет повествует о трех душах, которые перерождаются в веках, снова и снова встречаясь и наблюдая различные эпохи развития мира. Мира, каким мог бы быть наш с вами, если бы Европу почти полностью опустошила чума XIV века, а культурным центром человечества стали бы страны Востока.

«Аврора» — еще один космический роман, где Робинсон рассказывает историю векового полета к отдаленной планете, рассматривая под лупой общество, которое формируется на корабле за эти годы. В «Нью-Йорке 2140» автор рассказывает о будущем, где уровень мирового океана заметно поднялся, а жизнь осталась лишь на верхах высотных зданий и водном транспорте. А «Красная Луна» — одна из самых напряженных книг писателя за счет сюжета с оттенком политического триллера.

Робинсона всегда интересует социальная и социологическая составляющая. Общество — настоящий главный герой его книг. Робинсон рассказывает нам о проблемах, на которые давно пора обратить внимание: политические, экономические, экологические… Но в них нет поучений, автору просто нравится размышлять на эти темы, вертеть их так и эдак, демонстрировать читателю под разными углами. Это достаточно необычный, но при этом неожиданно богатый на результат подход к жанру фантастики. Ким Стэнли Робинсон — многократный обладатель «Хьюго», «Локуса», «Небьюлы», Британской премии научной фантастики и множества других наград.

Грег Бир

Современные классики фантастики и фэнтези Книги, Фэнтези, Фантастика, Что почитать?, Длиннопост, Лонгриды, Подборка

Первый рассказ Грега Бира увидел свет, когда автору было 16 лет. Оттуда до поста Грег президента Ассоциации научно-фантастических авторов Америки лежал долгий путь. Он значительно расширил горизонты жанра конца XX века. Еще в начале 90-х годов Бир затрагивал в своем творчестве множество тем, которые актуальны до сих пор. При этом для читателей фантастики того времени это было чем-то новым и удивительным. Развитие искусственного интеллекта, наноботы, коррекции личности и модификация тела...

Вместе с Нилом Стивенсоном и Кимом Стэнли Робинсоном, про которых мы говорили выше, Грега Бира считают одним из самых серьезных современных фантастов. Его книги отличаются одновременно очень смелым, но правдоподобным взглядом на будущее технологий и человечества. Свои миры этот автор строит со стремлением показать читателю нечто яркое и необычное, но в то же время он остается в рамках твердой научной фантастики. Кстати, опять же, как и Стивенсон с Робинсоном, Бир активно публикуется за пределами художественной литературы со статьями на самые разные темы. А ещё он выступал одним из основателей легендарного фестиваля San Diego Comic-Con.

Одной из наиболее выдающихся книг Бира считается «Королева ангелов», ее сюжет закручивается вокруг знаменитого поэта, который неожиданно для всех совершил массовое убийство и пустился в бега. В романе четыре различные сюжетные линии, причудливо переплетающиеся в поисках ответов на вопросы «зачем» и «почему», а также исследующие вопросы личности, границ этого понятия и чувства вины. Грег Бир много лет занимался изучением природы преступлений и правосудия будущего с этической и практической точек зрения. Чтобы осознать всю серьезность погружения: с этой темой он даже читал лекции в Академии ФБР! Так что, можно сказать, что автор написал «Преступление и наказание» в утопическом, казалось бы, обществе будущего.

Уильям Гибсон

Современные классики фантастики и фэнтези Книги, Фэнтези, Фантастика, Что почитать?, Длиннопост, Лонгриды, Подборка

Ну и, разумеется, куда мы без отца киберпанка? Великий и ужасный, Уильям Гибсон, автор «Нейроманта», создатель понятия «киберпространство», лауреат престижных премий «Хьюго», «Небьюла», а также премии Филипа К. Дика. Кстати, сам Гибсон к термину «киберпанк» относится критически, как и к любым лишним ярлыкам внутри научной фантастики. Жанр он рассматривает исключительно как инструмент, с помощью которого можно показывать драмы окружающего мира в непривычном свете, а также сказать некое новое слово литературе.

Погоня за этим «новым словом» заставила Гибсона в своем творчестве полностью пересмотреть формулу будущего, которой придерживалась научная фантастика того времени. Он не стал писать о космосе или роботах. Во главу угла встали компьютерные сети, биотехнологии и виртуальная реальность. Об этом сложно думать в 2020 году, но Гибсон придумал Интернет, когда это действительно было чем-то на грани фантастики.

Для писателя, работающего с 1977 года, у Гибсона не слишком много романов: три трилогии и несколько одиночных вещей. Зато каждая книга невероятно проработана и написана языком, который стилистически отточен до непревзойденного мастерства. В это Гибсон считается одним из лучших американских авторов нашего времени. В жанре фантастики он исследует социум, человеческую психологию и нередко обращается к философии.

Будучи знаменитым писателем, Гибсон пробовал себя в работе с кинематографом, графическими романами и даже поэзией. Также сейчас он работает над новыми книгами в жанре научной фантастики, но отходит от традиции киберпанка, изучая альтернативную историю и даже постапокалипсис. В то же время самым известным романом Гибсона остается дебютный «Нейромант», повествующий о судьбоносном деле высококлассного специалиста по взломам систем компьютерной безопасности по имени Кейс.

Лю Цысинь

Современные классики фантастики и фэнтези Книги, Фэнтези, Фантастика, Что почитать?, Длиннопост, Лонгриды, Подборка

Главное имя китайской фантастики и самый плодовитый писатель Поднебесной — Лю Цысинь. Он стал настоящим феноменом у себя на родине относительно недавно — в 2006-2010 годах, выпустив трилогию «Воспоминания о прошлом Земли». Основной аудиторией жанра фантастики в Китае считались школьники и студенты, то есть, авторы пытались ориентироваться на подростков. Лю Цысинь вышел за эти рамки, вызвав нешуточный интерес взрослых и образованных людей, интересующихся наукой. Об идеях трилогии шли массовые споры на форумах, на основе истории Лю Цысиня космолог и исследователь теории струн Ли Мяо выписал книгу «Физика "Задачи трех тел"».

Первая книга трилогии, «Задача трех тел», была переведена на английский спустя семь лет после выхода. И, как оказалось, на Западе творчество писателя тоже вызвало настоящий ажиотаж. Лю стал первым азиатским автором, получившим премию «Хьюго», о его романах тепло отзывались Барак Обама и Марк Цукерберг. Смесь лучших традиций фантастической литературы (писатель сам признается, что на него в значительной степени повлияли Артур Кларк и Джордж Оруэлл) и восточной экзотики стала для поклонников жанра глотком свежего воздуха. Тем более, Лю уделяет немало внимания истории своей страны, а в персонажах чувствуется особенная, непривычная философия. Из-за бешеной популярности «Задачу трех тел» будет экранизировать не одна, а две студии — сейчас по ней готовят сериал на Netflix, а китайская студия Yoozoo Pictures планирует выпустить собственную адаптацию.

Вслед за успехом «Воспоминаний о прошлом Земли» последовал интерес к другим работам Лю Цысиня. Сейчас на русский переведены условный приквел трилогии «Шаровая молния» и самостоятельное произведение «Эпоха сверхновой». Также появился спрос на китайскую фантастику как таковую, не только за авторством Лю. Сам писатель в целом связывает собственный успех с тем, что в стране растет интерес к науке. И у нового поколения китайских писателей-фантастов есть все основания оттачивать свои навыки: теперь за ними с интересом следят и Восток, и Запад.

Тэд Уильямс

Современные классики фантастики и фэнтези Книги, Фэнтези, Фантастика, Что почитать?, Длиннопост, Лонгриды, Подборка

Человек, без которого могло бы не случиться «Песни Льда и Пламени» — Тэд Уильямс. Автор эпической саги «Орден Манускрипта» существенно изменил вектор развития жанра фэнтези, сделав его более серьезным и мрачным, а также сделав акцент на политические интриги. Во времена вездесущей пост-толкинистики с однотипными расами, сюжетами и образами персонажей, Уильямс решает сделать… что-то свое. Достаточно классическое фэнтези, чтобы не шокировать читателя, но все-таки новое и своеобразное. Как и Толкин, Уильямс прорабатывает большой открытый мир, населенный разными народами, описывает их культуру и даже фольклор. И в итоге Уильямс оказался именно тем человеком, который вдохновил Джорджа Мартина на написание собственной эпопеи, продолжающей погружение жанра фэнтези в море крови.

«Орден Манускрипта», который начал выходить в 1988 году, оставался актуальным и любимым фанатами так долго, что, когда в 2010-х Уильямс решает вернуться в описанный там мир Светлого Арда, как будто не успело пройти почти тридцать лет. И хотя в своем творчестве писатель не ограничивался эпическим фэнтези, не остается сомнений, что именно для этого жанра он стал знаковой фигурой. Из трилогии «Последний король Светлого Арда» уже изданы первые две книги. Заключительный роман, «Дети навигатора» уже написан и до редактуры он является самым объемной автора, а также жанра эпического фэнтези в целом. Здесь Тэд Уильямс побил свой собственный рекорд. Прежде первое место занимал заключительный роман первой трилогии, «Башня Зеленого Ангела». Его объем составлял 520 000 слов, что примерно на 60 000 слов больше, чем во всем «Властелине колец».

Еще одна приятная черта творчества Уильямса — он действительно превосходно умеет работать с масштабными историями (и заканчивать их, что немаловажно!). Именно такого рода истории позволяют писателю создать ощущение полного погружения в выдуманный мир. Сюжеты новых фэнтези книг Уильямса стали еще серьезнее, теперь мы, например, сможем узнать, чего добивались главные злодеи. Жанр не переставал развиваться с тех пор, как был издан «Орден Манускрипта», и теперь Тэд Уильямс может пользоваться приемами «нового времени», не забывая поддерживать собственную неповторимую атмосферу.

Роберт Сильверберг

Современные классики фантастики и фэнтези Книги, Фэнтези, Фантастика, Что почитать?, Длиннопост, Лонгриды, Подборка

Роберт Сильверберг — автор невероятно разносторонний и плодовитый. У писателя было более десятка псевдонимов для публикаций в различных журналах, когда он пытался работать на широкую жанровую аудиторию в начале 1960-х. Но настоящую известность Сильвербергу принесла его научная фантастика. Именно здесь он проявил свой талант продумывать с одинаковой детализацией мир, сюжет и психологию персонажей. Автор создает серьезные и глубокие книги, которые получают многочисленные награды.

В 1969 его «Ночные крылья» получили премию «Хьюго» за лучшую повесть, а «Пассажиры» премию «Небьюла» за лучший рассказ. Двумя годами позже за роман «Время перемен» и рассказ «Добрые вести из Ватикана» он получает две премии «Небьюла», и они не станут последними в его карьере… В 2004 Американская Ассоциация Фантастов, подводя итоги минувшего века, присуждает Сильвербергу титул Великого Мастера (Grand Master).

Позднее творчество Сильверберга считается литературой высшего класса. Это не «автор одной книги», и в то же время в разных произведениях он сохраняет узнаваемый стиль. Также после 1980-х годов писатель снова расширяет для себя жанровый диапазон, выпуская, например, цикл о Маджипуре, который является космическим фэнтези. Маджипур — название планеты, на которой происходит действие, некогда она была колонизирована землянами, но контакт с Землей был утерян. Зато остались множество удивительных существ и магия. Не совсем то, чего ожидаешь от автора научной фантастики, не правда ли?

Стивен Эриксон

Современные классики фантастики и фэнтези Книги, Фэнтези, Фантастика, Что почитать?, Длиннопост, Лонгриды, Подборка

Стивен Эриксон пришел в литературу из археологии и стал одним из самых известных фэнтези-демиургов. Вместе с Ианом Эслемонтом (который, кстати, тоже получил археологическое образование) они разработали Малазан. Сначала он должен был стать миром для настольной ролевой игры, что объясняет необычайно богатое наполнение и детальную проработку. Позже соавторы попытались адаптировать Малазан для мира кино, написав сценарий, но успехом этот план не увенчался. Оказалось, этот тернистый путь вел Эриксона к тому, чтобы в 1999 году выпустить первый роман цикла «Малазанской империи» — «Сады Луны».

Надо сказать, что до этого Эриксон уже получил степень бакалавра изобразительных искусств, а также степень магистра в Iowa Writers' Workshop и успел выпустить несколько произведений в жанре исторической литературы. Но они не могли и близко сравниться с Малазаном. «Сады Луны» принесли Эриксону значительную известность, и в последующие годы они с Эслемонтом написали по своей вселенной более десятка книг, выбирая разных героев, сюжеты и исторические периоды.

Эриксон щедро применяет полученные при первом образовании и впоследствии академические знания, «вплавляя» в мир Малазана элементы культур, которые кажутся ему интересными. Таким образом этот сеттинг растет, делаясь все более яркой мозаикой из любопытных деталей и насыщенных событий. Цикл пользуется неугасающей любовью аудитории уже долгие годы, что делает Эриксона настоящим классиком жанра фэнтези.

Дэн Симмонс

Современные классики фантастики и фэнтези Книги, Фэнтези, Фантастика, Что почитать?, Длиннопост, Лонгриды, Подборка

Формулу успеха Дэна Симмонса сложно передать в паре предложений. На его счету два десятка книг в самых разных жанрах, от классической НФ до мистического триллера. Пожалуй, в первую очередь его узнают как создателя «Песен Гипериона» — интеллектуальной космооперы о Гробницах Времени и том, что кроется за пределами времени, собственно. Первая часть цикла, «Гиперион», вышедшая в 1989 году, получила «Локус», «Хьюго» и еще около десятка различных более локальных литературных премий.

Также в 2018 году на канале AMC вышел сериал по роману Симмонса «Террор». История на грани мистики, ужасов и исторической литературы рассказывает о судьбе экспедиции, застрявшей во льдах Арктики. Это своего рода перевал Дятлова середины XIX века, когда судьба потерянных людей долго оставалась загадкой и порождала множество историй. Сериал был успешен и должен быть продолжен в формате антологии, уже без прямого отношения к работам Симмонса.

В целом Дэна Симмонса можно назвать автором, у которого каждый любитель хорошей литературы, вполне возможно, найдет «что-то свое». Пишет автор действительно много и хорошо, что подтверждается объемной библиографией и впечатляющим списком премий.

Орсон Скотт Кард

Современные классики фантастики и фэнтези Книги, Фэнтези, Фантастика, Что почитать?, Длиннопост, Лонгриды, Подборка

Орсон Скотт Кард стал первым писателем, которому два года подряд удавалось завоевывать сразу две высшие награды фантастической литературы: «Хьюго» и «Небьюла». Не самое обычное, но очень впечатляющее достижение. Первая «двойка» была получена писателем в 1986 году за роман «Игра Эндера», а затем за его продолжение — «Голос тех, кого нет» в 1987. Причем — а это действительно редкий случай! — вторая книга единогласно признана превосходящей первую.

Сейчас вселенная Эндера насчитывает более десятка книг. Для истории, которая началась с переработки единственного рассказа, это довольно долгией путь. И хотя поздние книги Карда критика встречает не столь восторженно, как начало цикла, писатель продолжает добавлять своему миру глубину. Несмотря на то, что «Вселенная Эндера» — далеко не единственный цикл данного автора, он несомненно остается знаковым в его творчестве.

Для романа о становлении молодого героя, работа Орсона Скотта Карда отличается неожиданной серьезностью поднимаемых тем. Философской составляющей книги не уступает и динамическая… Несмотря на то, что у кинематографа конца 80-х не было возможности передать такой размах, история как будто просилась на экран. Оказалось, что нужно подождать всего пару десятков лет. В итоге писатель сам принимал участие в киноадаптации «Игры Эндера», выступив одним из сценаристов экранизации. Фильм вышел на экраны в 2013 году с участием Харрисона Форда и набирающего популярность юного актера Эйсы Баттерфилда.

Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.

Книжная лига

22K постов78K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

31
Автор поста оценил этот комментарий
Мы с мужем окунулись в миры Брендона Сандерсона. Изумительные миры и повороты сюжета.
раскрыть ветку
27
Автор поста оценил этот комментарий

Современные?

Э, а где Дэвид Брин, Дэвид Вебер?

Сильверберг относится скорее к поколению Хайнлайна и Азимова

раскрыть ветку
9
Автор поста оценил этот комментарий
Питер Уоттс?
раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

Всегда считал лучшими у Стивенсона "Криптономикон" и "Вирус Reamde"

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

Гиперион слегка нудный, но весьма зашёл