Серия «Как я училась/учусь на права в Норвегии»

Добби наконец-то получил норвежское водительское удостоверение. Практический экзамен, как это было

Ииии, да!) Наконец-то эпопея с получением норвежского ВУ закончилась.

Итоговая смета:

33340 крон я заплатила в автошколу (2900 Евро)

Около 150 евро в Vegvesen (местный аналог ГАИ) - госпошлины за сдачу теории и практики. + 8 евро за изготовление самого водительского удостоверения и вроде 7 евро за фото на правах, в общем, платила за каждый чих.

Добби наконец-то получил норвежское водительское удостоверение. Практический экзамен, как это было Норвегия, Водительские права, Мат, Длиннопост

Сегодня был экзамен по вождению, который включал в себя:

- непосредственно вождение

- sikkerhetskontrol - вопросы на знание автомобиля и подготовку его к безопасному вождению

- небольшие упражнения типа сдать задом, припарковаться, найти место для разворота

Подробнее про процесс экзамена:

Теоретическая часть экзамена включала два вопроса. Вопросы могли быть на любую тему, касаемо авто: как проверить уровень масла/тормозной жидкости, как проверить работоспособность г/усилителя руля, АБС, тормозов, фонарей, про прицепы грузоподъемность, ремни безопасности, параметры шин, их износ и еще кучу всего. Вопроса всего 2 на экзамене, а теории для подготовки снова тонна(((

Станция сдачи экзамена:

Инспектор, который принимает экзамен, встречает тебя в зоне ожидания посетителей, знакомится, проверяет документы, и вы идете в машину. Мы в это время были одни вообще в зоне ожидания, никакой толпы, очередей. Строго по времени. Все спокойно и достаточно мило. Ну только что кофе не предложили с дороги)) Я просто вспоминаю, как мы всей группой из автошколы сдавали на права в 2008 году в родном Стерлитамаке, как "забивали" места, кто первый, кто второй, кто на автодроме начнет, кто в город первый поедет. Сплошной нервяк был еще до самой сдачи))) Не знаю, как процесс выстроен сейчас. Возможно, стало лучше.

Автомобиль арендуется на экзамен в автошколе за 2300 крон (200 евро примерно) + оплачивается дорога от автошколы до станции сдачи экзамена (типа еще один час вождения), это еще порядка 80 евро, + госпошлина за сдачу экзамена 110 евро.

В автомобиле инспектор консультирует тебя, как будет проходить экзамен и из каких этапов состоять. Он авторизуется в системе со своего планшета, и уже система сама определяет, какие вопросы я получу по теоретической части, и какой маршрут мне предназначен. Я сегодня проверяла работоспособность г/усилителя руля, и 2й вопрос был, можно ли ездить с неисправным г/усилителем. С этой частью справились быстро. Потом поехали кататься. Катались целую вечность, мне кажется. Инспектор говорил мне направление, типа "едем в сторону Осло", и мне нужно было по указателям ехать в заданном направлении. Или: "на следующем перекрестке нам на дорогу Е43", или "найди первую возможность повернуть налево", после чего первый перекресток обязательно был с кирпичом налево, соответственно, налево м/было повернуть только на следующем.

В целом все прошло без ошибок и проблем, но были кое-какие замечания. В конце экзаменационной части инспектор проговорил мне, где я могла бы быть осторожнее, аккуратнее и резюмировал экзамен. Я его норвежский практически не поняла. Просто кивала головой, понимая, что ничего критичного не было)) Мне самое главное было услышать, что "prøven er bestått" (экзамен сдан)

После экзамена я должна "заказать" водительское удостоверение на сайте vegvesen, которое придет в теч. месяца мне по почте, а пока я могу пользоваться электронной версией ВУ, которая скачивается из личного кабинета Vegvesen.

Ну и за сим всё. Все, кто следил за мной с момента начала моего обучения, спасибо) Думаю, больше постов на эту тему не будет. Расходимся)

Дальше только про беременность и роды, если не поленюсь)

p.s.С момента моего прошлого поста у меня еще, кстати, было 2 практических блока. На одном мы катались по каким-то глухим селам и весям. Учились водить не только правильно, но и эффективно. Типа безопасно, но быстро. И второй блок - поездка "на дальняк". Ну как дальняк, что-то типа 120км в одну сторону. Тогда нас было 2 студента, я ехала туда, а вторая студентка - обратно. Стоил каждый из блоков примерно по 500 евро, были ли они полезными - хз. У второй студентки при поездке на дальняк случилось 2 истерики, когда она просто останавливала машину, плакала и убегала в закат. За небольшие замечания инструктора. Блять. Я как вспомню, как на нас орал инструктор за то, что мы не объезжали ебанные канализационные люки, так местные замечания по сравнению с этим - просто по головке погладили)))) Изнеженные они тут какие-то)

Показать полностью 1

Что хуже при дтп: чужая смерть или собственная?

Сегодня на теоретическом курсе в автошколе (напомню, что я в процессе получения водительского удостоверения в Норвегии) обсуждали риски опасной езды, и какие наихудшие последствия для водителя могут произойти при ДТП.

Перечислили около 10 пунктов. А затем ранжировали их по степени важности.

Из 11 студентов 9 норвежских юнцов сказали, что худшее при ДТП - это чужая смерть. Я и ещё одни студент (он, правда, очень опасался высказывать свою точку зрения, которая не совпала с мнением большинства) выбрали наихудшим исходом собственную смерть. Я с этим большинством согласна отчасти: нет ничего хуже, чем чья-то смерть в ДТП, но только если ты сам остался жив…не?

В этом споре/обсуждении не было правых или виноватых. Просто возникла неловкая пауза. «как так, спросила инструктор, для вас чужая смерть менее важна?»

Я честно ответила, что да. Что все люди эгоисты по природе, что в момент опасности водитель будет действовать точно так же, как и обычный человек в любой опасной ситуации - выворачивать машину правым боком к опасности (если автомобиль леворукий), уводя собственное тело от удара, это что-то наподобие «прикрывать себя руками», когда на тебя кто-то замахивается. Поэтому в общественном транспорте и в такси я предпочитаю занимать места ЗА водителем.

Хз. Возможно, я не права. И слишком эгоистична. А может, сказала вслух то, что здесь не принято говорить..

да и сложно это, выбирать, кто достоин жить. Но инстинкт самосохранения не обманешь, особенно в критической ситуации.

Еще чуть ближе к получению Норвежского водительского удостоверения

На прошедшей неделе я стала аж на два больших шага ближе к получению норвежского ВУ:

  1. Это glattkjøring - большой практический курс вождения на скользкой дороге

  2. Теоретический экзамен (сдала!!!)

Теперь впереди еще несколько практических блоков обучения (первая помощь и реанимация, поездка «на дальняк» и что-то еще), а практический экзамен назначили аж на 14 мая.

Сдавать и записываться на практический экзамен в Vegvesen (местный аналог ГАИ) я должна через автошколу. Это еще плюс 2400 крон за аренду автомобиля автошколы + 1100 крон - пошлина в Vegvesen за сам экзамен. Итого к первичной смете в 31тыс крон (около 3000евро) плюс 3500 крон (330 евро).

Теоретический экзамен, кстати, даже первая попытка, теперь платный. 380 крон сам экзамен + фото 70 крон.

Ну и чуточку подробнее про glattkjøring и дальше ниже про теоретический экзамен.

На автобане нас сначала ждал теоретический курс: что будет на практике, риски вождения на скользкой дороге, как правильно пристегиваться, сидеть в кресле, пристегивать детей, располагать груз на багажнике на крыше и внутри авто. Наглядно показали, как «сложится» при возможной аварии тело любителей закидывать ноги на панель во время движения авто. Или того, кто разваливается в кресле, аки какашка. Варианты, что человек в машине не пристегивается или просто накидывает на себя верхний ремешок при виде дпс даже не рассматривался (здесь это уму непостижимо 😂).

Студентам дали на «собственной шкуре» прочувствовать экстренное торможение на разных скоростях на таком вот тренажере. Мне разрешили не участвовать, ввиду моего положения🤰🏼.Ощущения на вид были не из приятных:

Далее непосредственно вождение. Суммарно каждый студент откатал 90 минут (3 заезда по 30 минут). Первый заезд ознакомительный, изучение трассы, поворотов. Далее - знакомство с ABS, понимание разницы в экстренном торможении при включенном и выключенном ABS.

То же самое с ESC и его функциями при заносах. Было очень круто удержать автомобиль при заносе, объехать при этом «вылетающее» на дорогу препятствие в виде пешеходов или оленей (пешеходы и олени «выскакивали» на дорогу и управлялись с пульта управления, который держит в руках инструктор).

Еще было классное упражнение с тормозным путем. Задача - понять, как сильно он отличается на разной скорости. Итак задача: на скорости 50 и 60 км/ч начать торможение на установленной линии и остановиться до пешеходного перехода.

На скорости 50 км/ч тормозной путь составил 40 метров, остановились аккурат перед «вылетевшими» на дорогу пешеходами.

А вот при скорости 60км/ч тормозной путь составил уже 60 метров. И пришлось выруливать на обочину, чтобы обойтись «без жертв» и повреждений авто. Отдельно отметили, что при торможении на скорости 60км/ч сам пешеходный переход мы пересекли на скорости 40км/час. Это очень много. И вот небольшая статистика на графике ниже. Риск смертельных исходов в зависимости от скорости, на которой автомобиль въехал в пешеходов:

Еще чуть ближе к получению Норвежского водительского удостоверения Норвегия, Водительские права, Длиннопост

Классный практический блок, я считаю. После таких упражнений реально лучше начинаешь чувствовать автомобиль. Ну и осознавать риски, разумеется. Десять раз подумаешь теперь, Есть ли смысл рисковать и увеличивать скорость на ничтожные 10км, если дорога скользкая, мокрая. Это хороший отсыл, кстати, к нашим отечественным  «плюс 20км к скорости». Когда расссказала местному инструктору про этот «коридор» в 20км в России, она удивилась)) «Зачем тогда ограничения?».

Ну и немного про теоретический экзамен. Готовилась я к нему пару недель, не читала теорию, просто отрабатывала на разных тренажерах вопросы, работала с ошибками и т.д. Но в отличии от экзамена и тренажеров в России, где вопросы на экзамене практически полностью дублируются с тем, что мы отрабатывали на пробных экзаменах, здесь нет ни одного тренажера, где вопросы полностью совпадают в теми, что дает Vegvesen на экзамене. Формулировка, да даже картинки и рисовка у них свои. В России, я помню, сдала экзамен минут за 10, просто прощелкала все вопросы, потому что это были те же самые вопросы, которые мы разбирали на теории в автошколе: и формулировка, и картинки.

Процедура экзамена:

Записываешься на сдачу самостоятельно за пару недель.

Приезжаешь ко времени, берёшь талончик, тебя оформляют. Если приезжаешь в первый раз, фотографируют, проверяют зрение. Очень, кстати, своеобразно: просто показывают в окно на припаркованную машину и просят назвать им номер авто. Автомобиль при этом стоит так близко, что даже слепой может назвать этот номер.И даже глаза поочередно закрывать не нужно было 😂. После школы «ШБМНК….» было даже немного смешно и обидно.

Сильно нервничала перед экзаменом. Студент, с которым я учусь в автошколе, сказал, что сумел сдать его с 4 (с четвертого, Карл!) раза. Знакомая, которая прожила тут лет 10, сдала со 2. Так что «положительных» примеров «сдавших с первого раза» у меня не было. При оформлении на ресепшен в Vegvesen спросила у сотрудника, какой процент сдавших с 1 раза. Сказала, 50х50. Ну что же) я в числе счастливчиков))) или задротов, которые прям готовились))

В общем так) Столько всего прошла уже, а главное, столько уже заплатила 😂, а пока всего на полпути к своей цели 😐

Показать полностью 3

Еще немного практики (из серии Как я получаю Вод.удостоверение в Норвегии)

Итак, прошлая неделя прошла в подготовке к теоретическому экзамену (он у меня уже совсем скоро - 7 марта). На этой неделе было два практических блока.

Один неинтересный - мы ездили в соседний город, просто трасса, особенности, и по городу в час пик немного покатались.

А вот второй блок поинтереснее. Называется "Обгон".

Перед практикой мы прошли немного теории: когда можно\нельзя обгонять, какие риски, дистанции, слепые зоны, поведение обгоняемого: как действовать, если кто-то обгоняет, можно ли тормозить, когда неожиданно вылетает встречка во время обгона. Есть, кстати, четкие границы, когда ты можешь прервать обгон в опасной ситуации и четкие руководства к действию при этом для обгоняемого, чтобы избежать аварии.

Итак. Практика. Из автошколы мы выезжали на двух авто. Два инструктора и 4 студента. Мы обгоняли друг друга по очереди, не создавая помех остальным участникам ДД, съезжая в карман и пропуская их, если за нами собралось хотя бы 2-3 машины.

Трасса выбрана была идеальная. Много неровностей, поворотов, запрещенных участков, разметок.

По местным правилам, обгон впередиидущего ТС необходимо начинать на расстоянии за 2-3 сек до него (это при скорости 60км/ч не менее 40-50 метров). И это прям очень много, мне показалось. Равно как и возвращаться на свою полосу можно только тогда, когда ты в зеркало заднего вида видишь обгоняемое ТС полностью. По факту, это запас фуры на трассе, который мы оставляем до и после машины.

Я рассказала своему инструктору, что есть у нас такая трасса в России Уфа-Челябинск, которая представляет из себя двухполосную дорогу, по 1 полосе в каждую сторону. И на которой единственный шанс двигаться вперед быстро - это постоянно совершать обгон фур и прочих тихоходов, которые едут по ней. И делать это надо при огромном потоке встречного трафика. И такие "коридоры" при обгоне - что-то нереальное. А обгон на этой трассе - это по факту вжух на встречку и вжух обратно. Иначе никак.

Понятно, что водителям "на опыте" на этом уроке мало, что может показаться интересным. Но во времена моего обучения на лютой вишневой семерке этот блок был бы охеренно полезным. Я вспоминаю, что когда я села фактически за руль, мне приходилось ехать на работу ооочень рано (до основного трафика), а уезжать ооочень поздно, после час пика, чтобы сократить количество участников ДД. Практики из автошколы было явно недостаточно. какой там обгон, я могла за трактором 50 км ехать со скоростью 20км\ч, боясь даже высунуться из-за него. Зато целый месяц за партой провели. Было слишком много теории и очень мало практики, это факт.

Кстати, раньше блок "Обгон" не был обязательным для получения ВУ в Норвегии, но мой инструктор (инструкторШа, она) пролоббировала это на гос.уровне, и теперь все обязаны. Вот свезло так свезло с преподом)) Но это круто, на самом деле, мы сейчас катаемся с ней, и она оттачивает мои навыки вождения, указывает на мелочи, которые усложняют мне процесс вождения, и которые я раньше не замечала. И вообще в целом немного "успокаивает" мой стиль вождения, который после Москвы резковат. Она как мантру мне читает: "мы никуда не спешим", "снижай скорость раньше", "не дергай руль, езжай плавнее". Это как навести лоск после многолетней рутины и привычки)

ну вот так) На следующей неделе у меня еще практика на "скользком автобане", самый интересный блок практики, как мне кажется)))


И бонусом еще одна небольшая подборка "интересных" вопросов из теор.блока, много вопросов на "физику", на устройство автомобиля, как работают тормоза, что такое пассивная и активная система безопасности автомобиля, вопросы оказания первой помощи и реанимации, для чего нужен гидроусилитель, ABS, и т.д. Тут то, что вспомнила, правильный ответ выделен жирным:

  1. Работает ли усилитель тормозов на автомобиле при выключенном двигателе?

    Да, потому что усилитель тормозов имеет собственный сервонасос.

    Да, но машина должна катиться.

    Нет, он работает только при работающем двигателе.

    Да, он всегда работает.

  2. Вы едете с другом, который едет гораздо быстрее, чем разрешено. Что вы должны сделать?

    Сообщите о водителе в полицию.

    Попросите немедленно снизить скорость. (святая простота, ейбогу)

    Ничего особенного.

  3. В какой период на юге Норвегии запрещено ездить на шипованной резине?

    С первого понедельника после 2-го пасхального воскресенья до 31 октября. (Это как "после дождичка в четверг")

    С 1 апреля по 31 октября.

    С 31 марта до 15 ноября.

    С последнего воскресенья марта до 15 октября.

  4. Человеку необходимо провести сердечно-легочную реанимацию. что правильно?

    Варианты ответа (нажатие - это про массаж сердца, вдох - искусственное дыхание)

    2 вдоха и 10 нажатий.

    15 нажатий и 3 вдоха.

    30 нажатий и 2 вдоха

    2 вдоха и 15 нажатий.

  5. Могут ли быть для вас последствия, если кто-то против вашей воли воспользуется вашим транспортным средством для причинения ущерба?

    Нет, вас нельзя обвинить, и ответственность будет лежать исключительно на том человеке, который управлял автомобилем.

    Да, если вы не приняли необходимые меры для предотвращения его использования. Например, оставили ключи в машине, когда вы ее покинули. (вот это оху*нно, конечно)

    Да, вы понесете все наказание за правонарушения, совершенные с вашей машиной.

  6. Что подразумевается под «мягкими участниками дорожного движения»?

    Те, кто водит автомобили массой менее 1000 кг.

    Те, кто ездит на мотоциклах.

    Те, кто ездит на электромобилях.

    Пешеходы и велосипедисты.

Показать полностью

Примеры вопросов из теории (в процессе подготовки к сдаче экзамена на получение прав в Норвегии)

Так как мне уже больше 25 лет, посещать теоретические классы в Норвегии мне не нужно. Главное, сдать экзамен, а как ты будешь к нему готовиться - твое дело.

Лично для меня есть что-то новое в теории, например такие темы, как:

  • тоннели: их в Норвегии великое множество и они достаточно протяженные, а потому и вопросов на эту тему много, и они не всегда однозначные

  • страхование: кто, что и в каких случаях покрывает. Здесь кроме стандартных, привычных нам, каско и "осаго" есть так называемая "дорожная страховка",

  • или ты, например, должен "разложить по полочкам" маркировку шины (что есть диаметр, профиль, радиус и т.д.)

  • и много всякого еще, буду дополнять, как накоплю несколько интересных вопросов

Но сегодня меня позабавили вопросы "по математике", типа:

  1. перевести вашу скорость из км/ч в м/сек.

  2. Или: Вы едете со скоростью 80 км/ч и хотите обогнать идущую впереди машину, движущуюся со скоростью 60 км/ч. Таким образом, вам понадобится около 400 метров свободной дороги для осуществления обгона. Какой участок свободной дороги вам потребуется, если идущий впереди автомобиль увеличит скорость на 10 км/ч? (ответ 800 метров)

  3. Или вот:

Сколько времени вы сэкономите, проехав расстояние 5км со скоростью 60 км/ч в зоне 50 (зона с ограничением в 50км/ч на любом её участке)?

Варианты ответов:

  • Около 1 минуты.

  • Около 2 минут.

  • Около 4 минут.

  • Около 30 секунд.

Понятно, что экзаменующим совсем неважно, насколько хороши вы в математике. Важно показать, что нет смысла превышать здесь скорость, потому что сэкономите вы ничтожно мало времени - всего 1 минуту.

Равно как и в предыдущем вопросе, цель - показать нецелесообразность и длительность маневра при такой малой разнице скоростей. Ускориться обгоняющему нельзя - ограничение в Норвегии практически везде 80км/час, (исключение - широкие магистральные дороги с разрешенной скоростью 90 или выше, но выше пока не встречала)

Переводы вопросов на русский неидеальные, конечно. Но недавно гугл транслэйтор повеселил. Речь идет о вождении авто в темное время суток, но у гугла своя правда:

Примеры вопросов из теории (в процессе подготовки к сдаче экзамена на получение прав в Норвегии) ПДД, Норвегия, Водительские права, Google Translate

поэтому если мне требуется перевод с норвежского на русский, я сначала перевожу Nor-Eng, а уже потом Eng-Rus

Ну и отдельный привет тем, кто будет писать в комментах "иди на*уй со своей Норвегией" отдельно телеграфирую "идите сами!)"

Показать полностью 1

Сколько же все-таки стоит получить права в Норвегии

Вчера в автошколе раскидали план моего будущего обучения. Распределили уроки по дням на ближайшие два месяца.

В личном кабинете, который создала автошкола, я вижу, что прошла, что осталось, сколько стоит каждое занятие, сколько денег внесла и сколько еще вносить.

ниже скрин с моего «konto» в школе, чтобы не быть голословной. Итого, при самом удачном раскладе (если мне не понядобятся дополнительные часы вождения, с практикой все будет ок), я потрачу порядка 30 тыс норвежских крон (это на сегодня примерно 2700 Евро).

Здесь (в общей сумме) нет теоретического экзамена, но он, напомню, бесплатный, если сдаёшь его с первого раза. Каждая следующая попытка (не раньше, чем через 2 недели после провала) будет стоить примерно 30 евро

Сколько же все-таки стоит получить права в Норвегии Норвегия, Водительские права

Кстати, если интересна в моих постах только тема получения водительского удостоверения, то лучше подписаться не на меня, а не серию, посвящённую этой теме. Следующий пост на эту тему будет не раньше следующего интересного практического блока, это конец февраля.

в ближайшее время пройдусь по другим темам)

Показать полностью 1

Morkekjoring. Вождение в темное время суток как часть обучения вождению в Норвегии

Напоминаю, что любителям «посуше» - мимо. Много букв и много воды будет всегда)

Подход к обучению будущих водителей в Норвегии отличается от привычного мне, настоящего, отечественного, на вишневой семерке с вечно вылетающим рычагом переключения скоростей!)

Я, когда училась в 2008 году, провела основную часть времени за партой в автошколе. А уж потом мы выезжали с инструктором в город или на автодром.

Теоретический блок здесь: если тебе больше 25 лет, то теорию преподавать тебе уже не будут. Ты её обязан изучить, подготовиться самостоятельно к экзамену и сдать. Первая попытка сдачи теоретического экзамена бесплатная, каждая следующая - порядка 30 евро.

Все этапы обучения (с пометкой пройти/пройдено) я вижу в своем личном кабинете на сайте местного «дептранса», там же, собственно, подаешь заявку на получение прав, записываешься на экзамен, подбираешь аффилированную автошколу и т.д.

Обучение в основном строится на практике:

  1. Непосредственно вождение с инструктором (каждый урок стоит около 80 евро, есть обязательный минимум для таких, как я, «умеющих водить» - 2-4 часа практики. Такие часы вождения - хлеб для автошкол, это то, на чем они в основном зарабатывают. Но мы на прошлой неделе прокатились с инструктором 1 час, и он сказал, что на обычной дороге ему научить меня нечему. И зачел урок теории в один из практических блоков. Я удивилась, что не стали раскручивать на бОльшее количество часов со словами «мне не нравится твоя манера вождения» и т.д., про такое была наслышана от знакомых.

2. Вождение в темное время суток mørkekjøring (о нем подробнее чуть ниже).

3. Вождение на «дальняк», когда ты с инструктором и еще одним студентом едете на «межгород» или что-то типа того, на любую оживленную большую трассу. Длится 4-6 часов. Стоит около 500евро

4 Вождение по гладкой поверхности. Это автобан, залитый маслом. На котором расставлены/развешены препятствия (типа люди, лоси, бочки), автоматически что-то выскакивает, выпрыгивает, инструктор может резко дернуть ручник и сымитировать занос, проехать его медленно нельзя, инструктор будет кричать «гони, дави на газ!» и т.д. Цель проехать быстро и с минимальными повреждениями. Цена 700+ евро

5. Первая помощь на дороге. Курс, на котором рассказывают и на симуляторах показывают, как происходит экстренное торможение, как скорость влияет на повреждения организма при ДТП, как в разы увеличивается вес тела во время движения на разной скорости, что будет если не пристегиваться, не пристегивать детей и т.д. Ну и, разумеется, что делать, если увидел аварию на дороге. Как оказать помощь, куда звонить, на что обращать внимание, что можно делать, что категорически нельзя. Кстати, здесь по закону, если ты проедешь мимо ДТП, которое только произошло, где никто еще не оказывает помощь, и там еще нет специальных служб, скорой и т.д., тебе грозит уголовка.

6. Наверняка что-то еще упустила, буду дополнять по мере получения информации и опыта. Я пока только в самом начале пути, прошла только morkekjoring

Итак, вождение в темное время суток. Mørkekjøring

Данный тип обучения проводится с 1 ноября по 16 марта. В остальное время года в Норвегии почти не темнеет, и пройти этот курс практически невозможно.

На данном обучении студентов не пускают за руль. Это практическо-теоретическое занятие. За рулем инструкторы. Студенты сидят в авто, слушают, смотрят, дают рекомендации и высказывают мнения (в основном ошибочные). Я вообще в основном молчала, потому что пока еще «плёхо говорить по-норвежски». Режим собаки: почти все понимаю, а сказать не могу.

Для начала мы провели небольшой теоретический экскурс в аудитории, прошлись по типам автомобильного «Света», рискам вождения в темноте и бла бла бла, на самом деле, мы просто коротали время до тех пор, пока не стемнеет полностью.

В 17:20 мы загрузились в две машины. Нас было: 2 инструктора и 5 студентов.

Поехали в какой-то глухой лес. Мы итак живем в деревне, а тут нас вывезли в такую глухую глушь, где из освещения были только звезды.

На старте и финише нашей «стихийной» демоплощдаки  Были установлены специальные светоотражающие таблички с информацией для едущих авто, что «на данном участке дороги проходит обучение, будьте бдительны»

Сама дорога оч узкая. Ну обычная, проселочная. Что было:

  1. Демонстрация «игры» дальний ближний свет.

  2. Демонстрация светоотражателей на пешеходах: на каком расстоянии можно человека увидеть на проселочной темной дороге с включенным ближним светом фар:

2.1 без светоотражателей

2.2 со с/о браслетом

2.2 со с/о браслетом на ноге (это было максимально эффективно, кстати, так как нога пешехода - это первое, что бросается в глаза водителю)

2.4 электронный мигающий светоотражатель + фонарик (это топ, конечно, максимально заметно издалека).

3. Правила установки знака аварийной остановки. Мы ехали в первой машине, второй инструктор на второй машине стояли на встречке, он в это время менял местоположение знака аварийной остановки, тип своего освещения (аварийка, ближний свет, парковочные фонари). Лично я на практике поняла, куда реально надо его ставить, чтобы встречный транспорт ночью вовремя среагировал на событие впереди и какой «свет» включать/выключать. Привыкли, если честно, дома, что аварийка - панацея в любой ситуации.

4. Свет при аварийной остановке и при просто остановке на дороге. Мы смотрели на «игру света» из автомобиля, который ехал мимо того, что стоит у обочины. Наше любимое в России: остановился, простите, на дороге, чтобы «коней привязать», включил аварийку, оставил ближний свет фар и побежал за машину (или обежал её спереди). Фатальная ошибка! Из встречного авто в темноте реально не видно, что машина стоит, если фары горят. Фары «гасят» аварийку, её не видно. И не видно человека, который обегает свою машину спереди на фоне включенных фар или сбоку. Факт.

5. Встречная машина, которая вообще без огней. Припаркована. Фары и огни выключены. Мы едем на скорости 40км/ч. Метров за 300 начинаешь видеть очертания машины. Понимаем, что стоит авто, ок. Чуть снижаем скорость. Едем дальше и, уже когда мы проезжали мимо припаркованной машины, буквально перед капотом блять нарисовался человек. Его вообще не было видно. Ни лица, ни рук, ни элементов одежды. Даже светлой. Естественно, инструктор в нашей машине среагировал моментально. Они каждый день этот сценарий перед своими студентами проигрывают. Но я реально чуть не родила в этот момент. И я понимаю, что случись эта ситуация в Реале, человек бы решил перебежать, перейти дорогу, или просто вернуться в свое авто, его просто не будет видно. А скорость реакции в этот момент будет стремиться  к нулю.

Не, я, может, не открыла Америку. Щас понабегут те, кто со стажем «оооой, ничего нового», «какой же ты водитель, если всего этого не знала».

В теории мы все всё знали) А что происходит на практике - статистика ДТП вам расскажет.

Возьмем только смертность:

смертность в результате ДТП в 2023 году в Норвегии составила около 100 человек, это 20чел на 1млн населения.

В России за тот же период: 13 000 человек, 100 чел/1млн населения

Я не пишу про раненых, пострадавших, да и в целом про количество ДТП, картинка не станет лучше и радужнее.

Но ведь разница существенна? Думаю, да.

Норвежцы оооочень аккуратные и терпеливые водители. Результат ли это их подхода к обучению? Или офигенно высоких штрафов на нарушения? Не знаю. Но что-то точно работает.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!