Серия «Отношения»

Ответ на пост «Токсичные отношения»

То, что мы здесь видим - обыкновенный абьюз, причем наглый, неприкрытый, даже незамысловатый (очень уж удачная попалась жертва - хитрить и напрягаться абьюзерше совершенно не приходится), с акцентом на выжимающую досуха экономическую эксплуатацию человека.

Определить это не сложно - если просто ссоры, грубость и угрозы разрывом отношений могли бы иметь разное объяснение, то вот эти ловушки в духе "сперва выбери что-то, чтобы я могла раскритиковать твой выбор" - это чисто абьюзивная манипуляция, направленная на растаптывание самооценки человека. В целом постоянная критика, унижения, навязывание чувства вины, тотальной некомпетентности, ничтожности нужны, чтобы "размягчить" представления человека о себе, дабы потом вить из него веревки. Ведь если человек хоть где-то почувствует себя компетентным, успешным, стОящим, то сразу вырастут его запросы, уважение к себе (он уже не будет так же легко терпеть ужасное обращение), фокус его внимания сместится с себя на, в том числе, недостатки партнерши, и уже ей придется обороняться от критики. Для этого и нужно "размягчение" - чтобы всегда быть только атакующим и подавлять волю жертвы к сопротивлению.

ТС явно имеет какую-то проблематику (дефицитарность, и\или травмы, и\или низкая самооценка), которая в этих отношениях включилась на полную силу, заставила его влезать в эту ловушку всё глубже и глубже, игнорируя все негативные сигналы. Учитывая, что ТС вроде бы материально успешен (учитывая его щедрые подгоны партнерше), можно предположить, что проблематика эта локализована именно в сфере близких отношений, и что выстрелила она впервые (и сразу - очень сильно и метко), застав его врасплох и обезоружив. Обычно такой эффект дают крайне проблемные отношения с матерью в детстве (возможно - жестокой, психопатичной).

Тот факт, что ему прямым текстом в начале отношений заявили, что "я здесь по холодному расчету, тебя не люблю и не собираюсь", а он это принял - указывает на сформированную в нём готовность быть использованным, отказаться от себя как от личности, только бы хоть в каком-то качестве быть рядом с объектом любви - это указывает на огромный дефицит любви, из-за травмы застрявший на заведомо неэффективном и саморазрушительном способе его восполнения. Частично ТС понимает, что что-то здесь неправильно, недопустимо, обращается за помощью, но его "Я" слишком слабо, чтобы сопротивляться возникшей зависимости.

Возможно, каждым новым своим щедрым подарком ТС отчаянно надеется все-таки растопить ледяное сердце партнерши, сменить её гнев на милость, однако здесь это работает в обратную сторону - каждый раз, когда он приносит ей новые жертвы - он лишь укрепляет её в мысли, что она имеет дело не с личностью, а с бесхребетным тюфяком, только и пригодным для того, чтобы быть использованным, каждый его подарок только усиливает её к нему презрение, усиливает её нападки и желание поскорее уже его "дожать", пока он не исчерпает свою полезность, чтобы затем брезгливо выбросить то, что от него останется.

Комментаторы, в большинстве своём, правы - это разрушительные отношения, в которых автору не светит совершенно ничего хорошего. Его в них привели нерешенные психологические проблемы, а вовсе не "любовь", и в итоге этих отношений ничего кроме опустошенности и раздавленности он не пожнёт. ТС обращается за помощью - поможет ему только психотерапия, т.к. если не проработать целевую проблематику - текущие отношения либо не получится разорвать (чтобы уберечь то, что осталось), либо сохранится риск снова попасть в подобную ловушку абьюза уже с другой партнершей.

Показать полностью

Ответ на пост «Опустошение»

Стало любопытно попробовать разгадать природу этого самого "гнева" ТС.

И это опять история про доверие, кстати. Недавно писал об этом здесь и здесь. Удачно получается осветить тему сразу с нескольких сторон.

Что имеем? Человека злит проявление внимания девушек, т.к. это связывается с текущим финансовым и служебным положением. Косвенно идет линия якобы меркантильности девушек, их желания использовать ТС. Мол, раньше этого внимания не было, потому что и у ТС не было ничего, а теперь - внимание появилось! И это будто бы что-то доказывает.

Видим противоречие - отношения-то у ТС были, т.е. - внимание получал, были случаи, когда добивался согласия. Значит - особенно задевают те девушки, которые отказали. Звучит интересная фраза про "осознал, как нелепо выгляжу, когда с кем-то знакомлюсь" (когда делаю первый шаг навстречу).

Уязвленность отказами, подозрения (обвинения!) в меркантильности девушек, их желании использовать ТС, ощущение уязвимости при необходимости делать первые шаги... Начинает оформляться догадка.

Вспоминаем, что читаем пост на Пикабу - ТС ищет поддержки, подтверждения своим теориям о противоположном поле.
Бинго!

Ущемленная самооценка, уязвимость, проблемы с доверием, трудности установления близких связей. Условный "параноидный" сценарий развития личности - уязвимость, окруженная "защитной оболочкой" враждебной настороженности, склонность видеть алчный\злой умысел в действиях окружающих. Она же отвечает на вопрос "Почему у ТС не складывалась личная жизнь?" Потому что даже вкрапления непроработанной параноидности оочень затрудняют задачу сблизиться с кем-либо. Нормальные сразу сбегают от таких - неуютно, когда в тебе видят без пяти минут угрозу, что часто сочетается с ревностью, попытками контроля всего и вся (как минимум - присутствует настороженная закрытость такого партнера, некая холодная дистанция с его стороны, обидчивость. злопамятность, мелочность). Остаются же либо те, кто сам стремится использовать ТС, либо (возможно, ТС такие просто не попадались) те, кто из-за своих травм не может жить, не чувствуя на себе "сильную мужскую руку".

Немного трагично то, что ТС скорее всего таки чувствует потребность в близких отношениях, однако каждый раз, когда эта его потребность начинает шевелиться - это вызывает в нём гнев, ведь для него отношения прочно ассоциируются с уязвимостью, небезопасностью для его "Я", они стали территорией, где все тебя обманывают и хотят использовать. Блокированная потребность порождает фрустрацию, фрустрация "выходит в свисток" гнева. Эмоциональный нажим здесь так силен, чтобы заглушить ощущение упускания чего-то важного, причем из-за невозможности справиться со своей уязвимостью (что особенно обидно). А если 10 раз сказать "да они просто все лживые меркантильные с*ки!" (условно), то появляется ощущение своей правоты, вроде как и полегче становится... Но ненадолго.

Упреждаю критику - есть ли среди девушек меркантильные и лживые? Конечно есть. Но проблема ТС вовсе не в этом. "Порочность" противоположного пола здесь играет важнейшую роль в оправдании своих психологических защит. Даже не будь "порочных" женщин в действительности - тут пришлось бы их придумать.

Является ли это чисто мужской проблемой? Совершенно нет. Просто "параноидные" женщины обычно используют мотив мужской беспутности и похотливости. Характерный маркер - использование слова "кобель" или иных сравнений с животными в оправдании своей брезгливой предвзятости к мужчинам.

Почему такая проблематика всегда вылезает именно в отношениях? Потому что психологическая защита вокруг уязвимости лютует тем сильнее, чем ближе подобралась "угроза". А кто подбирается к нам ближе, чем наш сексуальный партнер?
+ Подключается принцип ксенофобии - в том, кто от нас отличается, нам намного легче увидеть угрозу, приписать ему отталкивающие уродливые черты, вроде аморальности, беспринципности, алчности. Межполовые отношения в этом плане создают богатейшую почву для всходов взаимного недоверия и враждебности.

Показать полностью

Ответ на пост «В Лигу разбитых сердец: 4 года спустя»

Начал читать - сперва создалось впечатление, что это история про расставание, пошатнувшее итак слабую самооценку. Это довольно частое объяснение историй в духе

Прошло 4 года, у меня до сих пор все плохо

т.е., когда последствия расставания не отпускают настолько долго - что-то не даёт этой ране зажить и обычно это атаки человека на самого себя, скрытые или явные самоуничижительные мысли и идеи. Обычно мы здесь смотрим на то, верит ли человек в возможность найти себе другие отношения и хочет ли он вообще жить ради себя (либо имеет тенденцию жить только ради других).

Однако, читаю дальше и понимаю, что история несколько сложнее. Это не исключает проблематику самооценки, но отодвигает её на вторые роли, а ключевую роль играет тема доверия. Точнее - травма доверия. На это указывает несколько обстоятельств.

Для начала, как ни странно, это идеализация партнерши и отношений.

Мы были вместе 10 лет, первые друг у друга, идеальные казалось бы отношения.

Моя бывшая жена долгие годы была моим идеалом. Человек самых лучших качеств - добрая, чуткая, не чуждая состраданию, усердная. Красивая, страстная, веселая. Верная!

Клятвы в вечной любви ничего не стоили, десять лет вместе ничего не значили

Словом, всё вроде бы было идеально, мечтали вместе, преодолевали тяготы и лишения, партнерша казалась исключительно положительной, отдельный акцента делается на клятвах и обещаниях (вербальных "гарантиях") И внезапно всё это рухнуло в один миг и вылезла неприятная подноготная. Оказалось, что всё это время для партнерши всё выглядело иначе, и явно не один день у неё зрело недовольство происходящем (будь она ветреной, не было бы 10 совместных лет), но ТС этого не замечал, пока всё не начало рушится. Из этого предполагаем у него тенденцию выдавать желаемое за действительное, "верить наслово", создавать некий приглаженный идеализированный образ и игнорировать то, что в него не вписывается. Собственно, один из самых залайканных комментариев под исходным постом - про это же.

Следующий ключевой фактор - характер последствий.

Мы видим, что не смотря на попытки строить другие отношения, ничего не получалось, всё казалось не тем, что надо, никак не получалось отделаться от образа жены.
+ Обида на неблагодарность жены:

Все последние месяцы до этого дня я пахал, как проклятый, ради будущего нашей семьи, ради нашего будущего ребенка, ради ее больного брата.

У нее "открылись глаза" на контраст между "вечно занятым и недовольным мной" (это пока я охеревал от кучи работы, горы проблем и пугающих новостей, одновременно пытаясь оградить от всего этого свою нежную феечку) и "мальчиком, которые ее по-настоящему любит" (и которому к тому же все равно нехер делать)

+ Депрессивные тенденции:

Все было не то. Жизнь поблекла, и ничего не вызывало былого интереса. Потребность в развитии пропала.

+ Главное, на мой взгляд - общий кризис доверия:

Если даже такой человек настолько цинично меня предал, я просто не понимаю, как вообще можно кому-то доверять в принципе

Что может вызывать такие последствия?
Кто-то может сказать, что подобный резкий разрыв отношений, особенно после десяти совместных лет - это всегда потрясение и с доверием точно какое-то время будут проблемы.
Однако возражу - 4 года, это всё-таки многовато для такого.
+ Не смотря на поступок жены, всё ещё присутствует тенденция считать её настолько хорошим человеком, что "даже если такому человеку нельзя верить, то кому тогда?.." Её поступок вроде бы наглядно показывает, что она "таким", человеком никогда не была, но почему-то ТС не может отказаться от этой идеи, произвести переоценку своих представлений.

Если же предполагаем "травму доверия", то многое начинает вставать на свои места.

"Травма доверия" заключается в неспособности формировать доверительные отношения. Каким-то образом наши близкие в детстве своим поведением разрушили наше доверие к ним и потому мы не можем доверять кому-либо во взрослой жизни. Т.к. жить без доверия в обществе тяжело - люди по-разному пытаются с этим справиться. Некоторые, например, выбирают делать вид, что это доверие у них на самом деле есть. В каком-то смысле это жест отчаяния, т.к. это деланное доверие ничем не обосновано, мы просто выбираем верить, что наш партнер - это самый лучший человек, который никогда плохо с нами не поступит, что у нас с ним идеальные отношения, что всё идет хорошо и беспокоиться не о чем. И в этой своей вере мы ставим на кон всё, будто выдвигаем миру ультиматум - ну, если это доверие не оправдается, тогда я никому больше не поверю! ("детская" позиция, да, но мы и принимаем подобные решения в детстве, а потом - поди найди, да раскопай его ещё).
При этом, если мы именно верим в красивую картинку наших отношений, то мы будем избегать узнавания партнера получше - т.к. нам страшно, что красивая картинка окажется неправдой, а без неё мы потеряем важнейшую нашу жизненную опору. Из-за этого в подобных отношениях всегда сохраняется дистанция, некая отчужденность. Наш ТС предпочитал уходить в работу, ему нравилось думать, что он таким образом создает гарантию сохранности семьи - ведь он же так старается, его старание обязательно должно быть вознаграждено! Иначе быть не может! Заодно, за работой легко было спрятать свои страхи и неуверенность (в этом комментарии подобное тоже хорошо подметили). Его жена, возможно - со временем, переняла правила игры и ушла в свои онлайн-игры (история умалчивает о том, пыталась ли она эту дистанцию преодолеть, подавала ли признаки, что ей не хватает душевности и близости, тут уж не возьмусь судить). Шло время, дистанция увеличивалась. Пока не случилось страшное.

Отсюда такая "внезапность" разрыва - представьте, что вместо наблюдения дороги, водитель отвернулся и предпочел просто "верить", что он едет правильно и никакие опасности ему не угрожают - скорее всего, реальность настигнет его внезапно и в довольно жестокой и пугающей форме.

Мы не можем простить жену, потому что нам кажется, что в её лице нас предали все люди. Будто она потратила тот единственный шанс на наше доверие, что мы выдали миру. Мы не можем построить другие отношения, потому что наш единственный "способ доверять" оказался неработающим, а других способов мы себе предложить не можем. Из-за этого человек будет ещё больше дистанцироваться от всех и замыкаться в себе.

Обида на "неблагодарность" жены усиливается обидой на себя за то, что не удалось подменить реальное желаемым (идея "надо просто много работать, стараться и тогда у меня будет идеальная семья"). Новый молодой ухажёр жены особо раздражал своей "бесполезностью" и праздностью, которая оказалась эффективнее стратегии ТС (как же так, он же совсем ради неё не "старался", а она всё равно предпочла его!) Говорил какие-то комплименты, проводил с его женой много времени - экая ерунда! Ведь надо же просто впахивать ради семьи, а не вот это вот всё, несерьезное! В итоге, этой иллюзией не удалось обмануть ни себя, ни жену.

Вывод: Причиной сложившейся ситуации мне видится непроработанная травма доверия и вытекающая из этого неспособность рационально осмыслить и прожить\переработать полученный опыт расставания, понять его истинные причины и предложить себе другие пути достижения желаемого. Вместо этого видим уход в генерализованную "детскую" реакцию обиды на мир и закономерный кризис в виде депрессии (т.к. чем глобальнее обида, тем тяжелее нам её на себе нести).

Показать полностью

Установки зависимости в отношениях или почему мы не переносим одиночества

Решил подробнее развернуть и углубить ответ на этот комментарий.

В каких случаях пост будет Вам полезен:
- Если есть основания подозревать у себя зависимость от отношений;
- Присутствует желание постоянно иметь отношения, а периоды одиночества воспринимаются как тоскливые, тревожные, невыносимые, заставляющие нас снова спешно искать себе пару;
- Долго не можете решиться закончить явно проблемные отношения\развестись там, где для этого вроде бы нет объективных препятствий;
- Ссоры с партнером пугают настолько, что вы сами первые же идете мириться любой ценой, не взирая на то, кто стал инициатором конфликта

Для начала нам понадобится развернуть понятие установки зависимости в отношениях*

В чем они заключаются?
Причины таких особенностей поведения в сфере отношений всегда кроются в нас самих, в наших отношениях с собой. Почти всегда они имеют основу в виде "дефицитарного" детства, где родители\близкие давали нам слишком мало позитивного внимания и принятия, а то и наоборот - постоянно демонстрировали равнодушие, пренебрежение или атаковали нас (критикой или физически). Ну и поскольку дети склонны во всём винить себя, самое вредное последствие такого неблагополучного детства - те решения касательно себя, которые мы из него вынесли. Так или иначе, эти решения несут на себя характер предвзятости к себе, явно или подспудно мы решаем, что каким-то образом заслужили такое плохое обращение, отсюда возникает заряд предвзятости к себе, нежелания "иметь с собой дело" (со своими эмоциями, переживания, потребностями).
В более мягком варианте установки зависимости могут возникнуть, если в родительской семье нас не научили работать со своими эмоциями и у нас сложилось впечатление, что эмоции - это нечто неуправляемое, опасное, может даже могущее свести с ума, что успокоить эмоции можно с большим трудом и только с помощью кого-то другого. Мы могли усвоить это на примере неадекватной реакции родителей на наши детские эмоции, либо глядя на то, как родители сами не могут справиться со своими.

Отдельный сценарий формирования установок зависимости - сценарий гиперопеки, когда за ребенка всё делали его близкие, оберегали его от всех стрессов и неудач, но в результате только сформировали у него глубокое непонимание собственных ресурсов и способностей, взрастили в нём чувство тотальной беспомощности и твердую убежденность, что жить можно только под чьим-то крылом, а любое одиночество автоматически означает катастрофу.

Здесь мы и подходим к самим установкам. И если те из них, что продиктованы чувством беспомощности прорабатываются относительно просто (начиная от ревизии способностей и достижений человека и закрепляя выдачей заданий с возрастающей сложностью), то с эмоциональными установками всё несколько сложнее. Их формулировка тесно связана с ответом на вопрос "хочу ли\умею ли я дать себе то, что обычно получаю от партнера?"
Представим себе трудоголика, который всё свободное время направляет на работу, и только партнер приносит в его жизнь толику ласки и заботы. В этом случае зависимость от партнера будет строиться на неспособности человека самому обойтись с собой ласково и заботливо, ведь он для себя - скорее как погонщик скота, постоянно с кнутом гонящий себя вперед, пахать и пахать.
Либо представим себе человека, убежденного, что его эмоции опасны и неуправляемы - при любом стрессе он будет стремиться поскорее уткнуться в родную "жилетку", чтобы получить утешение, поддержку и "спасение" от этих плохих эмоций (недоверие к своей способности справиться).
Другой пример - человек с выраженной предвзятостью к себе, в ответ на любую свою неудачу и несоответствие атакующий себя жесткой критикой, постоянно давящий на себя - только в партнере он может находить хоть какую-то отдушину, снимать часть напряжения со своей итак постоянно перенапряженной нервной системы (неумение дать себе утешение, принятие).
Но чаще всего мы будем видеть человека, просто не понимающего свои эмоции и потребности, привыкшего отмахиваться от них и пренебрегать ими ради других людей, ради "важных дел". Даже если он погружается в кризис, то пытается просто перетерпеть это, заглушить, отвлечься. И только с партнёром он может позволить себе просто проводить время в своё удовольствие, слушать в свой адрес приятные слова, чувствовать принятие.

С проблемой эмоциональных потребностей часто смыкаются проблемы самооценки - когда отношения нужны нам, чтобы доказывать свою полноценность, своё право на хоть какое-то счастье. Часто, если человек убежден, что его благополучие не важно - он направляет всю нерастраченную заботу на других. И только видя, что удалось сделать жизнь кого-то другого лучше - начинает себе хоть немного нравиться. Но даётся это большой ценой.

Какие в итоге мы имеем установки, обеспечивающие зависимость от ношений:
1) Мои эмоции опасны и неуправляемы, кто-то другой должен помочь мне с ними справиться;
2) Мои переживания и потребности неважны для меня и только в отношениях они хоть немного реализуются;
3) С собой нужно обходиться пожестче, мне некогда расслабляться, "раскисать";
4) Самостоятельно я не смогу ни с чем справиться;
5) Я не верю в свою способность разобраться в себе и нормализовать себя в случае кризиса;
6) Только рядом с кем-то я чувствую себя в безопасности;
7) Другой человек знает и понимает меня лучше, чем я;
8) Без отношений я - пустое место;
9) Только когда забочусь о ком-то\получаю чье-то одобрение - чувствую себя полноценной;
10) Какое-то моё качество становится "настоящим", только если кто-то другой признает его;
11) Необходимо много стараться и "дарить" всё, что имеешь, чтобы заслужить любовь и принятие.
И т.д.

Словом, речь об установках, которые мешают человеку поддерживать обратную связь с собой, ощущать свою самоценность, исследовать и удовлетворять собственные потребности, поддерживать себя. Это может быть и прямая предвзятость к себе, и скрытое пренебрежение собой, идеи о собственной неважности (чувства других важны, а мои - нет, я могу и потерпеть), беспомощности, идеи вины (искупляемой самопожертвованием), "сильно обусловленная" любовь к себе и т.д.

Отношения в такой системе становятся либо условием, при котором человек получает "разрешение" быть счастливым и претендовать на что-то, либо "затычкой" в том, что человек не может дать себе сам, будь то уверенность, принятие, ласка, внимание, поощрение и т.п. Удивительно, но к этим вещам относится даже интерес - нередко попадаются люди, "патологически" не интересные самим себе, считающие все свои качества, навыки и увлечения какой-то серой скучной ерундой и потому отчаянно жаждущие, чтобы хоть кто-то другой им этот интерес дал, увидел в них хоть что-то, заслуживающее интереса.

Проработка установок зависимости устраняет ситуации, когда "наш дефицит идет впереди нас", заставляя действовать поспешно и судить поверхностно в выборе партнера, иррационально держаться за отношения в тех случаях, где они уже себя изжили, или где нами прямо злоупотребляют, либо когда отношения являются лишь ненужным "костылём" в диалоге с собой, аргументом в споре о том, "тварь я дрожащая или право имею?".

@katteta, возможно, Вам тоже будет интересно ознакомиться)

* - термин мой, в других источниках может обозначаться по-другому

Показать полностью

Ответ на пост «Я устала...»

Итак, имеем супружескую пару, где тема готовки стала почвой для регулярной агрессии и оскорблений мужа; как жена не старается, всё ему не то, осыпает оскорблениями, унижает. Но в остальном он "хороший муж". Выяснилось также, что дело происходит на Кавказе.

И, казалось бы, "всё итак понятно", да и в комментариях много здравых мнений, однако давайте как всегда попробуем разложить всё по полочкам + В качестве бонуса поразмышляем, откуда берется "горячий" и агрессивный "кавказский нрав", которому в последнее время здесь было уделено много постов.

Для начала зададимся вопросом: "Быть может, она и правда плохо готовит, а муж всего лишь немного вспыльчивый, но требует разумного, просто хочет, чтобы дома была вкусная еда?"

Иии, видим, что нет. Готовка жены для него явно дело принципа. Заказанное в ресторане не ест, недосоленного не посолит, а сразу нарекает "г**ном". Даже когда просят научить и показать "как надо" - делает это очень неохотно и на вопросы реагирует оскорблениями в духе "дура, это же очевидно". За косяк в готовке с оттяжечкой проходится по самолюбию жены, одаривая потоком брани, ставя под сомнение и её ум, и супружескую пригодность, и, кажется, самую её полноценность как человека. Был бы просто "вспыльчив, но добросовестен", то критиковал бы по существу, помогал бы жене устранить недостаток. А пока что выглядит так, будто оскорбления здесь - самоцель, которой нужен лишь повод (тема готовки как раз очень удобна, чтобы такой повод найти, ведь всё здесь "дело вкуса", а поводом для агрессии можно сделать просто то, что хозяйка этому вкусу не смогла угодить). + Очень красноречива деталь


у меня уже истерика. Уложила детей спать и рыдаю....муж похер. Он кино смотрит

показывающая равнодушие к психологическому состоянию жены. Она не рассматривается как личность, как близкий человек, чьи чувства и настроения важны. Лишь как функция. И как объект для самоутверждения. Недавно разбирал подобное в посте Ответ на пост «Про абьюзеров»

А суть здесь в том, что мы имеем дело с одной из древнейших форм супружеского абьюза, которая, к сожалению, даже закрепилась во многих архаичных культурах и по историческому обыкновению направлена на женщин (хотя негативно влияет и на самих мужчин, что я покажу позже). Абьюз этот сводится к основным тезисам:
1) Жена мужу не ровня
2) Жена должна подчиняться
3) Жена должна знать своё место
4) Должна ни на что не претендовать и довольствоваться тем, что ей даёт муж
5) Чувства и потребности мужа важны, а жены - нет, потому последние учитываются по остаточному принципу, по желанию и настроению мужа

Поведение мужа здесь направлено на реализацию этой "программы". Для этого, как и при любом другом абьюзе, используется физическое и\или психологическое насилие. Специфика "архаичности" здесь в том, что для усиления давления используется мнение родственников, навязанное с детства чувство долга ("Настоящая жена должна!.."), давление через "ты позоришь свой род!" и т.д. И, да, институционализированный абьюз намного эффективнее "обычного" и надежно удерживает сотни миллионов женщин в "семейном рабстве" по всему миру. Впрочем, вернемся к нашему примеру, чтобы найти там подтверждения.

Важный маркер здесь - наказание за ошибку присутствует (и ещё какое!), а вот поощрения за успехи нет. Даже если жене удается угодить мужу, он никак это не отмечает, принимает за само собой разумеющееся и даже может отреагировать агрессивно, если начать его расспрашивать, понравилось ли ему ("Сама не видишь, что ли! Если молчу и ем, значит всё нормально!"). Можно заметить, будто ему противна сама мысль о том, чтобы похвалить жену, отметить её успехи, поощрить. Почему так? Потому что для абьюза жертва должна быть всегда запугана и забита, нервно ожидать в любой момент суровой критики, её внимание должно быть сконцентрировано на собственных возможных ошибках и недостатках, для этого мужу всегда нужно иметь рычаг давления на жену.
Этим абьюзер достигает сразу нескольких целей.

1) Банальное самоутверждение ("вон какой я весь правильный, в праведном гневе разношу тебя за то, какая ты никудышная, но, так уж и быть, буду тебя терпеть в качестве жены... за что ты мне ещё и благодарна должна быть!")
2)Если самооценка жены "под плинтусом", то она никогда не почувствует себя уверенной, компетентной, "чего-то стоящей", благодаря чему её запросы и притязания тоже где-то около плинтуса, а значит - её интересы можно не учитывать.
3) Если постоянно критикуешь и не даешь расслабиться - то неким образом защищен от встречной критики. Всё внимание сфокусировано на недостатках жены, а твои оказываются вне поля зрения, никогда не приходится оправдываться, отдавать отчет о своих действиях и т.д. А если вдруг жертва начинает качать права - всегда можно напомнить ей о её некомпетентности и неполноценности, якобы делающей её ничтожной личностью.
4) Убедив её в её неполноценности, можно привязать жену к себе ("Никому кроме меня ты не нужна!"), внушить ей, что без мужа она ни на что не способна и обречена на одиночество и изгнание. Люди, которых постоянно за всё критикуют, часто несут в себе очень сильное убеждение, что не способны буквально ни на что, что любая их самостоятельность обернется катастрофой, а потому нужно быть "благодарными" тем, кто "соизволил" вступить с ними в брак\отношения. Якобы им уже одним этим сделали большое одолжение, а значит - они должны терпеть любые лишение и злоупотребления в свой адрес без возражений. "Архаичный абьюз" этим силен - уже с детства собственные родственники внушают девочке мысль, что если она не состоится как жена и как мать, то она - ничто и везде встретит лишь презрение. А чтобы состояться как жена, нужно ублажать мужа. И таким образом круг абьюза замыкается. Обычно женщина либо принимает такие правила ("Здесь так заведено!") и уже своих детей учит, что так правильно и это единственный путь, либо её воля оказывается раздавлена и мы получаем тихую забитую женщину с потухшим взглядом, которую если не поколотили и не отругали день - ей уже хорошо.

Интересно, кстати, как хорошо в архаичных культурах это дополняется обязательностью девственности девушки при замужестве. Это должно гарантировать, что у неё нет совершенно никакого опыта отношений, что ей толком не с чем сравнивать, чтобы оценить, в какие условия она попадёт в браке. Мы видим, что для ТС отсутствие опыта является серьезным сдерживающим фактором - "Куда бежать, если я не мыслю альтернатив?" (да ещё и с детьми)
+ Униженное положение жены надежно закрепляется традицией выдавать девочку за мужчину намного старше её, который сразу становится новой родительской фигурой наравне с отцом, которому ни в чём нельзя перечить, которые априори прав и знает неизмеримо больше её.

Автор поста, судя по всему, где-то посередине между "бунтом" и принятием. Здоровая её часть говорит - "это невыносимо, мне плохо, я больше не могу так, о меня вытирают ноги, меня не уважают", а её внутренняя "хорошая девочка", пытающаяся угодить мужу и коллективному "родителю" в своей голове и в своём окружении всё пытается найти мужу оправдания - мол, в остальном-то он хороший, не накричит, когда в хорошем настроении (всего-то и надо - чтобы у него всегда было хорошее настроение!), иногда даже приласкает и скажет что-нибудь ласковое (что кажется настолько ценным исключительно на контрасте с остальной супружеской жизнью). В её сознании он попросту не может быть плохим, и самая смелая её мысль - "я его не заслуживаю, не смогу сделать его счастливым". Вот так и работает отточенная сотнями поколений идеология, цементирующая униженное и бесправное положение женщины, машина по перемалыванию их воли и самооценки. Вырваться из такой системы очень непросто.

Здесь можно посоветовать ТС лишь верить в свою способность к самостоятельному преодолению трудностей (нынешнее ощущение полной беспомощности во многом внушенное), не переоценивать позитивное влияние наличия брака. Часто жертвы абьюзивных отношений рационализируют в духе "да, здесь мне плохо, но зато...", и дальше идет указание на что-то, якобы худшее, чем абьюз, например беспомощность или одиночество. Человеку кажется, что он не способен с ними справиться, что от одиночества он сойдет с ума, либо окажется настолько беспомощным, что буквально погибнет вне семьи. И здесь стоит помнить: Деструктивные отношения сжигают прорву наших ресурсов и наносят нам огромный ущерб, любое одиночество и беспомощность будет легче перенести и преодолеть, чем продолжать без всякой надежды на будущее задыхаться в отношениях с человеком, который фактически тебя презирает и постоянно напоминает о твоей ничтожности.

Перейдем к необязательной рассуждательной части.

Казалось бы - в такой системе мужчины являются чистыми злодеями, жирующими на плодах своего злодейства. Однако она бумерангом бьет и по ним. Чем печально известен стереотип "кавказца"? Агрессией, склонностью к насилию, стремлением к напористому самоутверждению над окружающими, ущемленному мужскому самолюбию, заставляющему постоянно всем доказывать свою мужественность (напоминаю, что описываю стереотип, а не сужу о целом народе).
Откуда это берется?
Дело здесь в особенности детской психики, она настроена на то, чтобы любить обоих родителей сразу. Причем в раннем возрасте самые сильные чувства связывают ребенка именно с матерью (по понятным причинам). Далее ребенок растет и видит, что к его матери относятся неуважительно, что её шпыняют, покрывают матом за провинности, унижают, а то и избивают, а она ничего не может сделать в ответ. Будучи мальчиком, наш ребенок хочет любить и мать тоже, однако как можно любить что-то униженное и ничтожное (не рискуя самому подвергнуться унижению и остракизму)? Тогда в детской психике происходит небольшой переворот - он запирает в себе ту свою часть, которая была связана с матерью и которая разделяла её униженность и чувство несправедливости, и начинает педалировать свою "отцовскую часть", всячески выпячивать её и пытаться убеждать себя, что именно это для него самое главное (быть как отец, равняться на его мнение и его ценности, доминировать, быть агрессором, "указывать слабым на их место"). В каком-то смысле каждый такой выросший мальчик несет в себе глубоко затаенное чувство униженности, которое отчаянно пытается компенсировать тем поведением, которому его научила семья. (Ты либо агрессор, либо жертва, не хочешь быть жертвой - будь агрессором). Отсюда такое уязвимое их самолюбие и агрессивность, отсюда постоянное стремление самоутверждаться и показывать свою силу, отсюда же жестокость и стремление решать проблемы именно насилием. Задайтесь вопросом - человек, который действительно чувствует свою силу и превосходство, будет ли так отчаянно доказывать их всякому встречному-поперечному? Выбрав подчинение частью своей культуры, расплачиваешься возможностью достижения счастья через хоть какую-то внутреннюю гармонию. Обрекаешь себя на вечную уязвимость с постоянными попытками её замаскировать.

Показать полностью

Ответ на пост «Про абьюзеров»

Всегда интересно попытаться прочитать между строк то, что ТС (имеющий возможность избирательно что-то "забыть", приукрасить, а то и прямо приврать) не собирался нам сообщать=)

Многое было отлично подмечено в этом ответном посте, а я же попробую раскрыть другие важные детали и глубже обосновать, почему мы имеем дело с опасным абьюзером-психопатом, показать отличительные особенности мышления и поведения таких людей.

Сразу оговорюсь - осознаю, что история может оказаться обманом, т.к. и в самом тексте многовато подозрительных несостыковок, и читавшие другие посты ТСа комментаторы подмечали другие противоречия. Однако степень обмана может варьировать - от просто приукрашенной истины до полной выдумки. Даже если верным окажется последнее - это не сделает текст бесполезным, т.к. всё равно покажет особенности мышления таких людей - кто-то из них лишь вынашивает подобные фантазии, а кто-то - активно претворяет их в жизнь.

Итак, вроде бы это история про то, как ужасная опустившаяся жена портила жизнь мужу, сперва своей неряшливостью, а затем и вовсе пустившись во все тяжкие. Все попытки "исправить" её психологическим и физическим насилием не возымели (почему-то) абсолютно никакого успеха и ТС вынужден был признать поражение и развестись, когда жена стала совсем уже неадекватным опустившимся человеком. Казалось бы - история про плохую жену и хорошего мужа, который пытался исправить ситуацию, но потерпел неудачу. На что нам стоит обратить внимание, чтобы увидеть скрытые детали?

Для начала - в глаза должно броситься два грубых противоречия:
1) Разного рода насилие было, кажется, единственной универсальной реакцией на любые несоответствия. ТС продолжал и продолжал прибегать к нему, не смотря на то, что результат был прямо обратным - становилось только хуже. Он с удовольствием отмечал, что родители жены практикуют ту же меру (правда, с тем же результатом), и иногда между им и её родителями складывался своеобразный "пинг-понг", когда в очередной раз проштрафившуюся жену футболили друг другу для экзекуции. Ключевая мысль: насилие применялось с абсолютным игнорированием его нерезультативности и контрпродуктивности, что намекает, будто оно было самоцелью.
2) Кажется, никого в системе "муж\родители жены" абсолютно не интересовала версия самой жены. Мы не видим буквально ни слова о том, как она относилась к изменениям в своем поведении, как их объясняла, жаловалась ли на какие-то проблемы (не считая одного упоминания про "плохое зрение", что сложно интерпретировать из-за скудности информации). Взаимодействие было строго односторонним - только всё более жестокие наказания, без попыток выяснить причины, поделиться позициями друг друга. Мы не видим никаких следов хотя бы малейшей заинтересованности ТС в жене, как в личности, заинтересованности её состоянием. Он упорно и с ощущением полной своей правоты применяет одну и ту же модель "ты должна соответствовать, а иначе будешь наказана". Ключевая мысль: В данной системе жене выделили роль предельно расчеловеченной функции, говоря с ней только языком жестких требований и наказаний, игнорируя её интересы и состояния.

Едем дальше и замечаем особое отношение ТСа к применению психологического насилия:

Потом я начал её хуесосить. Просто в порошок стирать. У меня за спиной десять лет военной службы, я Мать Терезу найду за что на хуй помножить, а тут и искать не надо. Потом я довёл её до пред инфарктного состояния. Что она как больная в психушке качалась на стуле и расчесывала себе руки в кровь

И физического:

Я её тогда не бил. Я просто отпиздил. На тот момент у меня было пять лет военной службы за спиной, и возраст... Сто отжиманий, тридцать подтягиваний - это разминка. Первым делом я отъебашил ей голени и плечи. Чтобы ни у бежать, ни царапаться не могла. Потом накидал по роже, чтобы вообще отрубить. И всё это довольно поставленными ударами и крайне аккуратными. Ни переломов, ни тяжёлых травм. Но тело обездвижено полностью.

Пизды она получала за каждую пьянку, примерно раз в полгода. Причём пить я не запрещал. Запрещал превращаться в животное. И как только я идентифицировал её как животное - я её бил.

Что мы здесь видим? Хладнокровие, целенаправленность, "набитую руку". Фраза про армию показывает "даже если человек ничем не провинился, я найду, за что его словесно уничтожить" (у меня есть власть, выходящая за рамки военной субординации, власть по своей прихоти растоптать кого-то морально). Видим, что человек не просто поддался эмоциям в первом случае, а поставил себе цель "стереть жену в порошок", чего успешно и достиг, доведя её до тяжелейшего нервного срыва. Во втором случае видим опять-таки холодную жестокую расчетливость действий ТСа, а также то, что хорошо подметили некоторые комментаторы - ТС с ГОРДОСТЬЮ рассказывает, какая отличная у него физическая форма, как умело и четко он БИЛ ЖЕНУ, которая только что чуть не совершила попытку СУИЦИДА. Методично по конечностям и несколько раз по лицу (хотя, если удары настолько хорошо поставлены, что мешало ограничиться одним, нокаутирующим, чисто чтобы остановить человека от смертельно опасных действий? Иначе это похоже именно на хладнокровную экзекуцию) ТС пытается нас убедить, что он испугался и действовал на аффекте, но его действия и характер их описания говорят прямо об обратном. ТС пытается нас убедить, что он боялся за жизнь жены, однако есть ли ещё хоть один эпизод, где его бы беспокоила её жизнь, здоровье? Этого и близко нет. Можно подумать, будто он испугался, что, выпрыгнув из машины посреди оживленной трассы, она устроит массовое дтп, начнется расследование, которое бросит на него тень ("Если она и умрет, то так, чтобы никто не смог связать её смерть со мной") Словом, перед нами предстает хладнокровный и жестокий человек, умеющий и любящий применять психологическое и физическое насилие, гордящийся достигнутыми в этом ремесле умениями, считающий насилие главным способом "решения проблем" с людьми, находящимися в его власти.

И опять детали из разряда "замечаем отсутствие чего-то важного": Ни тяжелый нервный срыв с жены (который и сам ТС охарактеризовал "вела себя как больная в психушке"), ни её попытка суицида, ни её тяжелые запои, судя по всему, не вызвали всплеска интереса к состоянию её психического здоровья. В такие моменты у ТСа сперва следовала вспышка жестокой холодной ярости, а затем попытка сбагрить уже невменяемую от его "воспитания" жену родителям, чтобы они "что-нибудь с ней сделали" (избегание ответственности), а потом всё просто возвращалось на круги своя. Даже такие острые кризисы как попытка суицида не заставили его ни на миллиметр отклониться от формулы "соответствуй, а не то будешь наказана". Правда, глядя на лексикон автора, можно предположить, что у формулы с самого начала была скрытая часть, и в полном виде она звучит как "Соответствуй, животное, или будешь наказана". Будто жена изначально не воспринималась как человек, со своими чувствами, потребностями, душой. Скорее всего, "животное" здесь - это понятие-мишень. Разрешенная цель для самоутверждения. Ведь если ты избил или унизил "животное", то одновременно не только показал свою силу, но и утвердил своё превосходство, как "человека" - сознательного, цивилизованного над чем-то убогим и примитивным. Вполне мог сложиться механизм - сперва расчеловечивает (либо находит поводы, либо создает условия), а потом самоутверждается в порыве "праведного гнева", с ощущением своего тотального превосходства и правоты. Этакий способ упаковать своё живодерство обёртку чего-то "полезного\правильного\справедливого\заслуженного". Почти никто не живодерит с мыслью "да, я живодёр", каждый живодёр любит придумать для этого какое-то оправдание.

Ещё одно "отсутствие чего-то важного" заключается в полном игнорировании темы "какой жена была раньше?" Потому что она открывает дорогу многим неудобным вопросам, рушащим ту картину и тот свой светлый моральный облик, что преподносит нам ТС. Например: "Всегда ли она была такой? Если нет, то что с ней случилось? Если что-то случилось, то почему ты ничего не предпринял, чтобы ей помочь?", либо "Если всегда была такой, то как можно было этого не заметить? Почему выбрал в жены именно такую?" Как видим, оба варианта ответа на "всегда ли она была такой?" выставляют ТСа в сомнительном свете. Однако мы знаем, что у жены был красный диплом. Это уже подразумевает как минимум дисциплинированность, целеустремленность человека, что никак не совпадает с образом "опустившегося ко всему безразличного животного", что нам рисует ТС. Значит она БЫЛА "нормальной", а потом что-то её психологически сломало. Но ТСа такие перемены либо не интересовали, либо он осознает, что сам стал причиной этих перемен, а потому никак их не упоминает.

Ещё одной деталью, которой ТС сам того не понимая себя обличил, является тема ребенка. ТС настолько увлекся живописаниями "грехопадения" жены, что сам создал противоречие - "Если всё было настолько плохо, почему ты ничего не предпринял, чтобы защитить ребенка? Почему продолжал его с ней оставлять?". Собственно, единственный раз, когда ТС вспоминает о ребенке - это когда жена водила какие-то мутные компании собутыльников в дом. Но и эта тема у него особого развития не получила. И в конце, после развода, ребенок также остался с матерью, что показывает - в общем-то, он всё время был отцу безразличен, за пределами случаев, когда его можно было использовать для создания повода ещё в чем-то обвинить и наказать жену. И как только жена перестала быть релевантным объектом для самоутверждения - к ребенку ТС также интерес потерял. Собственно интересна мотивация развода - ТС понял, что его тяга к насилию может довести его до убийства, а этого допускать нельзя (в частности потому, что тогда ТСу, возможно впервые в его жизни, придется понести ответственность за его живодерство).

Плюсом ко всему, помним, что ТС аж целых семь лет героически "терпел" этот брак, прежде чем развестись. За семь лет его голову ни разу не посетила мысль как-то изменить своё поведение или обратиться за проф. помощью (хотя бы сводить жену к психиатру). Все семь лет ТС лишь выплескивал злобу и выпускал пар на "нерадивой жене", ни разу не задумавшись, что она вообще-то живой человек и с ней что-то не так.

Следующая часть поста будет в большей мере нести характер предположения, потому назовём её необязательной частью. И порассуждаем над тем, как всё вот так могло сложиться.

Почему жена вела себя так? Почему не развелась, если ей было плохо?
Для начала стоит отметить то, что правильно отметили многие комментаторы (порадовали меня своей просвещенностью) - в её поведении есть признаки тяжелого психического расстройства. Как минимум клинической депрессии (впоследствии "букет" явно стал больше). Восприятие и мышление такого человека сильно искажено его кризисом, потому не стоит спрашивать с него, как со здорового (повторяя ошибку ТСа). Глядя на то, как охотно родители женщины стали союзниками ТСа в его крайне жестких методах "воспитания", даже не придется долго предполагать, откуда депрессия (а вместе с ней и тяжелая травмированность) берёт свои корни. Собственно, и красный диплом мог быть вымученным, выдавленным из девушки её родителями, заставлявшими её быть "самой лучшей", но в глубине души ненавидящей её. Отсюда такое их равнодушие к стремительному "падению" дочери, зато как надо отп*здить, оскорбить, унизить её - так они сразу азартно мчатся помогать мужу в его нелегком деле - ведь им тоже надо самоутверждаться, чувствовать своё родительское превосходство над "непутевым дитя". Отсюда неудивительно, что девушка выбрала именно такого мужа - она не смогла вырваться из психологической ловушки деструктивного родительского воспитания и нашла себе того, кто будет обращаться с ней как её родители - требовать, наказывать, унижать (феномен ретравмирования), кто продолжит их грязное дело. Родители требовали безупречной учебы, полностью отторгая её как личность, муж требует быть безупречной домохозяйкой, также полностью отторгая её как личность.

Можно предположить, что муж сразу после свадьбы увез жену в свой дом, где она оказалась вдали от всего знакомого, тех немногих друзей, кого успела завести во время учебы, оставил сидеть в одиночестве в огромном частном доме, требующем ухода, с маленьким ребенком на руках - "Большой дом, 22 сотки земли, что тебе ещё надо?!" (пока сам был на бесконечных вахтах, откуда наведывался лишь "наскоками", наверняка в предвкушении и с мыслями "Ух, как я сейчас разнесу жену, как напомню ей, где раки зимуют, отведу душу! Поводы найти не сложно - в этом я большой мастер"). Там ей оставалось только изнывать от одиночества, от изматывающей бытовухи ухода за ребенком, наедине с мыслями о своей ненужности, о том, что все близкие только вытирают о неё ноги. Там-то она и начала ломаться. Дальше мы видим, по сути, всё нарастающую агонию личности.

Пример с попыткой суицида может иметь особый контекст. Судя по упоминанию ТСа, что жена пригласила на свой ДР каких-то малознакомых людей (чему сам ТС был почему-то возмущен), мы можем заключить, что друзей у женщины не осталось. И она стала цепляться за хоть какое-то общение, чтобы не сойти с ума. Отсюда и неуёмное стремление заводить домашнюю живность. Подруга, к которой супруги поехали на свадьбу, скорее всего была ещё из универского прошлого. Вырвавшись к ней, женщина могла вспомнить, что когда-то она ЖИЛА, знакомилась, дружила, строила амбициозные планы на будущее, возможно флиртовала с парнями (словом, вспомнила то, чего лишилась после замужества), + закинулась алкоголем и наконец осознала всю остроту и беспросветность сложившегося положения - впервые осмелилась высказать мужу всё, что чувствовала, попыталась выпрыгнуть из машины навстречу смерти - только бы не оставаться наедине со своим мучителем... В ответ на что её "аккуратно и эффективно" избили, а потом сбагрили родителям, которые "добавили". Отчаянная попытка бунта была жестоко подавлена. Тьма победила.
Алкоголь (а может и чего потяжелее) довершат дело, как это и бывает обычно. А ТС пойдет искать новую претендентку на "семейное счастье" с ним. Скорее всего будет приглядываться с зашуганным, не смеющим слово поперек сказать мужчине\старшим девушкам сильно моложе его, чьи родные не будут против, чтобы он держал её в "ежовых рукавицах"...

UPD: Батюшки, оказалось, что ТС ещё и военный психолог. ПСИХОЛОГ. Это автоматически означает, что отваливаются все отговорки про "не знал\не понимал\не замечал\не умел". Этот человек ОБУЧЕН работать с психикой, распознавать различные её кризисы и расстройства, оказывать психологическое воздействие. Да ещё и долгое время работал по специальности. Следовательно, с женой себя вёл куда более сознательно в плане её состояния и последствий своих действий, чем мог вести себя какой-нибудь условный обыватель. Это РАДИКАЛЬНО повышает степень его ответственности за причиненное им насилие.

Показать полностью

Как "татуировки любви" пророчат расставание

Как "татуировки любви" пророчат расставание Психология, Психологическая травма, Отношения, Проблемы в отношениях, Расставание, Тату, Длиннопост

Когда любовь проходит...

Для ЛЛ: Те, кто делают такие татуировки часто из-за своих внутренних травм и дефицитов торопятся выдать желаемое за действительное и находят ненадежных партнеров, которые им в этом подыгрывают. Потому-то история в духе "я настолько влюбился, что даже потрет её набил", имеет крайне большую вероятность закончиться болезненным и заранее запрограммированным разочарованием.

Наверное каждый из нас видел все те истории, когда кто-то вытатуировал на своём теле облик\имя своего любовного интереса, а потом изощрялся в попытке вывести татуировку или превратить её в другое изображение после того, как отношения с треском рушились. Наверняка многие из вас удивлялись, каким человеком нужно быть, чтобы до такого додуматься, "ведь глупо же!". Зачем вот так увековечивать то, что по статистике скорее не отличается особой стабильностью - человеческие чувства к другому? А между тем, у таких татуировок и некоторых других "увековечивающих" жестов удивительным образом есть "предсказательная сила". И предсказывают они, что эти отношения имеют очень высокий шанс долго не прожить и закончиться болезненным разочарованием.

Чтобы раскрыть этот парадокс, надо идти от вопроса "зачем может понадобиться увековечивать то, что часто оказывается ненадежным?". Вот какой-нибудь парень встречает девушку, вспыхивают чувства, девушка вроде бы проявляет взаимность, в жизни парня появляется ценность. А значит - и опасение эту ценность потерять. В здоровой норме человек может с этим опасением совладать, но у нашего парня с этим трудности и нам интересно, какой путь решения проблемы он выбирает: он пытается создать для себя видимость, успокаивающую его тревогу. Видимость, что возникшие отношения - это всерьез и надолго, что его не бросят и не ранят, не заставят разочароваться в людях. Сделать татуировку - очень наглядный вариант, но есть и множество других примеров слепого и явно неоправданного доверия, к которым может прибегнуть влюбленный человек ради партнера (часто - совсем новоиспеченного). Со стороны такие жесты могут выглядеть наивно и нелепо именно потому что человек фактически занят самообманом. Ещё не зная своего партнера достаточно хорошо, а часто даже ВМЕСТО того, чтобы партнера полноценно узнавать, он будто торопится создать картинку благополучных надежных отношений, будто нашел "своего единственного" человечка и дальше их обязательно ждет только безмятежное совместное счастье.

Казалось бы - ну ослепляют человека его опасения, ну стремится он создать приукрашенную картинку - но это же не значит, что партнера он обязательно нашел неправильного и расставание неминуемо. Так откуда весь сыр-бор про "пророчество расставания"?

Однако, описанным феномен не ограничивается, у него есть ещё один слой. Он прячется за самой привычкой человека, сталкиваясь с тревожной неизвестностью, рефлекторно пытаться заменить её некой красивой картинкой. Это создает ориентацию на видимость. У этой установки есть множество лиц, однако в сфере отношений она проявляется у тех людей, кто вынес из не самой благополучной родительской семьи
А) дефицит принятия\внимания\любви,
Б) непонимание, как должны работать отношения, в которых это принятие\внимание\любовь можно получить.
В сухом остатке имеем сильное стремление завести близкого человека, чтобы с помощью него восполнять свои дефициты, при очень смутном понимании, как такого человека искать и какие отношения надо с ним выстраивать. В нагрузку к этому обычно идет ещё и травматичный багаж, из-за которого человеку сложнее раскрываться кому-либо, и из-за чего он не может спокойно и последовательно исследовать эту сферу, чтобы нащупать правильный путь. Возникает установка "всё или ничего", подсознательная идея "я не могу позволить себе ошибиться, т.к. это будет слишком больно, поэтому первый же человек, которого я полюблю, обязан оказаться тем самым, который оправдает все мои ожидания", а это очень жесткие рамки, которым заведомо невозможно соответствовать в данных условиях. И вот здесь-то и начинается самообман.

Вернемся к нашему парню, у которого возникли чувства к девушке. Как ему для себя гарантировать, что она "та самая", что на неё можно положиться? Это фактически невозможно, т.к. здесь нужно хорошо человека узнать, выстроить с ним эмоциональный контакт, действовать спокойно, внимательно и последовательно, а у нашего парня "давит на клапан" его тянущийся с детства дефицит, который требует и торопит дать ему нужное (+родители, которых он, к примеру, своим рождением застал уже вечно ссорящимися и ненавидящими друг друга, не смогли дать ему понимание, как должны работать благополучные отношения). Потому, найдя что-то, отдаленно похожее на любовь, он пытается обмануть себя, свои страхи и опасения, просто объявив, что эта девушка и есть "та самая" (дорисовав недостающие элементы картинки до идеальной видимости, обильно наворотив сверху сильных чувств и эмоций, чтобы "белые пятна" и несоответствия не бросались в глаза). Здесь-то и пригождаются "татуировки любви". Они - элемент создания той самой успокаивающей видимости, без которой наш "дефицитарный" бедолага просто не разрешил бы себе по-настоящему к кому-то привязаться. Если в эту ловушку попался наш друг, то из-за накала чувств и отключенной головы, даже на очень деликатные попытки напомнить об осторожности и предупредить о "неидеальности" новой партнерши может следовать реакция в виде игнора или даже агрессии. "Что за ерунду ты несешь? Конечно же она не такая! Не смей так говорить! Ты просто завидуешь!"

Помним про ориентацию на видимость.
Задаемся вопросом: на каких потенциальных партнеров будет охотнее всего откликаться человек с такими установками?
Ответ: на тех, кто даёт скорые, наглядные и поверхностные признаки своего позитивного внимания (тех, кто сразу возбудит нужный дефицит). Иначе говоря - на пустозвонов и пустоцветов.
Такие люди быстро понимают, что им готовы выдать беспримерный кредит доверия и симпатии в обмен лишь на красивую "видимость". С их точки зрения это весьма привлекательная "сделка". Ведь достаточно просто говорить то, что от тебя хотят слышать и "дело в кармане". Слыша в свой адрес "ты у меня единственный\особенный", "мы с тобой навсегда вместе" и т.д., наш бедолага только рад этим обмануться. В каком-то парадоксальном смысле он заинтересован в том, чтобы быть обманутым и активно подыгрывает обману. Стремится очароваться посильнее, чтобы... потом сокрушительно разочароваться, да. Следы чего мы потом и встречаем в интернете в виде историй а'ля "я так её любил, всё для неё делал, а она... (дальше разворачивается история бесконечно коварного предательства и лицемерия)". Пусть описано от мужского лица, но женщины ничуть не меньше подвержены этой ловушке, просто именно вариант с татуировками больше свойственен мужскому варианту поведения.

После этого, если никакой процесс осознания расставание не запустило, человек либо повторяет цикл, либо окончательно замыкается на своём недоверии к миру, при том остро страдая от одиночества. Не смотря на всю отчаянную нужду в близких отношениях, такие люди изначально несут в себе установки, которые неизбежно становятся палкой в колесе любых попыток такие отношения построить. Они слишком часто выбирают не тех и делают не то, ориентируются на ложные критерии, которые уводят их в сторону от желаемого, а затем горько переживают практически неизбежную "плохую концовку".

Резюмируя, можно сказать, что описанное - ещё одна, довольно трагичная грань человеческой природы. Она учит нас: мало выйти и неблагополучного детства - нужно ещё и извлечь из себя его осколки, которые, иначе, так и не дадут найти своё счастье.

Показать полностью 1

Ответ на пост «Просто высказаться о разочаровании»

Здесь мы видим классический случай "превращения себя в функцию" (вследствие заниженной самооценки) + пример не самой удачной попытки решить проблему.

Первое легко читается уже хотя бы из того, как автор себя презентует, что именно считает нужным нам о себе сообщить.


Я хорошая, заботливая, удобная. Люблю семью, стараюсь для них сделать все что в моих силах.

Обращаем внимание -> Удобство (для других), жертвенность (именно это, по представлению автора, должно было обеспечить любовь и уважение близких).
Перечисляя список "несправедливостей", автор расписывает ряд жертвенных шагов, которые она сделала или собиралась сделать, чтобы чувствовать себя "хорошей" - хотела подарить квартиру дочери, отказалась от личной машины в пользу общей (к которой толком не имела доступа), делала для мужа контрольные и курсовые и т.д. К тому же можно понять, что раньше она особо не требовала к себе заботы во время болезни, единолично занималась ребенком и домашними обязанностями, не пытаясь распределять их среди близких (наверняка это далеко не весь список "жертв").
Я это называю "комплексом хорошей девочки". В общих чертах это совокупность требований к себе, с помощью которых человек доказывает себе свою полноценность, "хорошесть", полезность. В духе "я обязательно должна быть удобной\полезной\жертвенной, чтобы иметь право быть любимой" (версия с "хорошим мальчиком" тоже не редкость).

На практике это выражается в том, что мы пытаемся быть для других подчеркнуто хорошими, жертвуем своим комфортом и интересами, заботимся о других в ущерб себе, с затаенным ожиданием, что нас за это будут любить и уважать. Тем самым мы будто щедро даём в долг там, где нас об этом даже не просят, даже не предупреждая, что ожидаем чего-то взамен.
Но стратегия "хорошей девочки" разбивается о суровую реальность. Лишь в представлении ребенка если ты будешь "хорошим", то тебя все будут любить. На деле всё работает несколько сложнее. Здесь важно уяснить правило: в большинстве своём люди, даже не будучи какими-то злостными манипуляторами и эксплуататорами, склонны "плыть по течению" в отношениях. Применительно к данному случаю это означает - если мы даём им что-то приятное\выгодное, они вряд ли будут этому сопротивляться. Более того, со временем они привыкнут воспринимать это как норму. Особенно это актуально для детско-родительских отношений - рождаясь в семье с избыточно жертвенными родителями, ребенок часто даже не подозревает, что может быть иначе, привыкает пользоваться этой жертвенностью. И потом обвинения в "неблагодарности" полностью застают его врасплох. Будто с детства взрослые играют с тобой в сложную игру, где говорится одно, а имеется в виду совсем другое, где нужно действовать вопреки тому, что тебе предлагают.

Мы видим, что в критический момент чаша терпения автора оказалась переполнена и это вылилось в разбитое сердце и обиду, обещание перестать делать для близких хоть что-либо, разом и радикально лишить их всех плюшек. Как правильно подметили в паре комментариев, это - импульсивное и ненадежное решение. Попробую объяснить, почему.

Если мы предлагаем себя близким только в качестве функции, оставляя свою личность (свои чувства, интересы), за скобками, то с большой вероятностью они примут это и привыкнут воспринимать нас именно как функцию. Мы будто воспитываем в окружающих идею "воспринимай меня функцией", и скорее всего они на это откликнутся ("хорошо, ты - функция"). И если потом вдруг начать наказывать их за то, к чему мы сами же их приучили - это приведет только к конфликтам и непониманию. "Оказывается, мы не должны были принимать то, что ты даешь, соглашаться с тем, что ты нам говоришь, мы должны были давать тебе то, о чем ты нас даже не просила всё это время".
+ Наши разборки с собственной самооценкой приводят нас к двойственности - мы сами толком не обозначаем свои чувства, интересы, потребности, но ожидаем, что окружающие сами о них догадаются. Что они смогут защитить наши чувства и потребности ВМЕСТО НАС, пока мы говорим, что конечно же нам не сложно довольствоваться малым, переболеть без заботы близких, ездить на общественном транспорте вместо общей машины, самим тащить на себе воспитание ребенка, и что конечно же мы ничего не ожидаем в ответ на наши щедрые подарки (например - отзывчивости, благодарности). И наши близкие должны каким-то образом эту двойственность правильно прочитать, что будет непросто даже для чуткого и доброжелательного человека.

Обида автора понятна - столько времени она вкладывала силы в семью, терпела лишения, чтобы затем не обнаружить ни любви, ни уважения. Чтобы увидеть, что её потребности и чувства даже не особо интересны близким. Это наверняка ощущается как тяжелое предательство, однако не стоит поддаваться эмоциям. Да, есть мысль "я столько для них сделала, а они!..", но стоит задаться вопросом "действительно ли меня ПРОСИЛИ всё это делать? действительно ли они в курсе, чего мне стоили все эти старания, сколького я себя ради них лишала?" Важно помнить - в первую очередь мы вели диалог именно с собой, пытались СЕБЕ доказать свою "хорошесть", а близкие выступали лишь инструментом.
Поддаваться обиде, наказывать близких за их черствость не лучший путь, не только потому что отношения с ними будут испорчены, но и потому, что приняв идею "это всё из-за них, из-за того, что они оказались плохими\неблагодарными", мы избегаем ответственности за свой вклад в возникновение проблемы (а он ключевой), создаем предпосылки её сохранения и воспроизведения, лишаем себя возможности изменить проблемные установки в нашем поведении.
+ Важный нюанс: Имея проблематику самооценки такого рода, стремясь в отношениях выставлять себя "функцией", мы будем и партнера подыскивать соответствующего (иногда даже друзей и весь круг общения под стать подбирать). То есть - именно такого, кто охотно примет нас в качестве функции, в качестве "донора" постоянных услуг и поддержки, не просящего ничего взамен. Стоит ли обижаться на "черствость" человека, которого мы, в каком-то смысле, отбирали как раз по признаку "черствости"? Стоит ли обижаться на окружение, которое нас использует, если мы сами постоянно стремились быть использованными? С детьми ещё проще - мы с рождения в них это взращивали. Поведение близких здесь - лишь симптом. Обижаясь, выбирая путь мести, мы лишь меняем свою психологическую позицию со "старательного ребенка", на "обиженного ребенка", но по факту так и остаемся в парадигме детских реакций и установок.
Ключевая мысль: Для решения проблемы надо сперва осознать свой вклад в неё.

Самое конструктивное, что здесь можно предпринять - 1) переосмыслить своё поведение, найти и скорректировать в нём корни проблемы (ошибочные установки, вытекающие из самооценки); 2) начать переформатирование отношений с близкими.
Причем последнее стоит делать не импульсивно, а спокойно и вдумчиво. Донеся до близких, что и почему мы чувствуем, чего бы хотели, что и почему планируем изменить. В том числе можно объяснить, что и почему мы для них всё время делали, что в этом вкладывали и чего это нам стоило. Если получится создать доверительное обсуждение, то близкие не только переоценят наши поступки, но и смогут дать обратную связь. Вполне может оказаться, что часть наших обязанностей мы можем без какого-либо вреда с себя снять (как в той истории, когда мать каждый день драила дом, поддерживая идеальную чистоту, будучи убежденной, что это и обязана делать идеальная мать, а потом оказалось, что домашним это особо не было нужно, им даже мешало её фанатичное стремление к чистоте), а часть - перераспределить среди близких.

Конечно никто не гарантирует, что люди обязательно пойдут на диалог и всё разрешится, но стоит хотя бы попытаться, прежде чем сжигать мосты. Отношения долго и с трудом созидаются, но вот разрушить их можно в один миг. Важно помнить - близкие заинтересованы в том, чтобы увидеть в нас личность, выстроить с нами более прямой и ясный контакт. Причем это работает даже тогда, когда человек не осознает этого своего стремления - просто потому что так работает наша психика. Зачастую избалованный ребенок жертвенных родителей ведёт себя скверно именно из подсознательного желания почувствовать в родителях "равных", увидеть в них личности, выстроить с этими личностями контакт, он чувствует, что пока ему пытаются во всем угождать, его лишают чего-то важного, подсовывают суррогат вместо нормального родительского контакта. К сожалению, ребенок понятия не имеет, как эту проблему решить. И даже осознать в полной мере её не может.


С мужем попытка диалога тоже вполне может сработать (при условии, что в этих отношениях есть хоть что-то настоящее) - сперва исчезновение "удобной жены" может вызвать вспышку раздражения, но если специально его не отталкивать, терпеливо объяснить, что и почему теперь изменится, скорее всего он будет рад, что вместо "удобной", у него появилась "жена-личность". С которой можно выстраивать полноценные межличностные отношения.
Это в целом главная ловушка заниженной самооценки типа "хорошая девочка"\"хороший мальчик" - она убеждает нас, что нашим близким нужны не мы как личность, а наша "полезность". Однако путь "быть полезной функцией, а не личностью" приводит лишь к опустошению, к тому, что нас перестают ценить и воспринимать как человека со своими чувствами и потребностями, а то и прямо начинают ездить на нашей шее (опять же - не потому, что плохие, а потому что мы сами им это предлагаем). Истина же в том, что на самом деле наши близкие хотят видеть в нас личность. Просто они могут этого сами не до конца осознавать и\или не уметь эту нашу личность у нас запрашивать. Даже очень "запущенные" отношения можно выправить и оздоровить, если держать это в уме.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!